Вчера Президент Виктор Ющенко продолжал своими указами назначать министров и вице-премьеров. (Начался этот процесс в понедельник вечером.) Вопреки обещанию Юрия Еханурова обновить состав Кабмина на две трети, больше половины членов Кабинета Юлии Тимошенко сохранили — или даже улучшили — свои позиции и во втором постреволюционном правительстве. Новые лица на самом деле тоже не очень-то новые. Как видно, «скамейка запасных» в государстве по-прежнему коротка.
Итак, усидели в своих креслах следующие министры: иностранных дел — Борис Тарасюк, угольной промышленности — Виктор Тополов, топлива и энергетики — Иван Плачков, промышленной политики — Владимир Шандра, экологии — Павел Игнатенко, молодежи и спорта — Юрий Павленко, внутренних дел — Юрий Луценко, аграрной политики — Александр Баранивский, образования — Станислав Николаенко, обороны — Анатолий Гриценко, финансов — Виктор Пинзеник. Последний, возможно, поплатится за это лидерством в партии «Реформы и порядок», которая ныне сблизилась с Блоком Юлии Тимошенко. Во всяком случае, однопартийцы уже предупредили Виктора Михайловича о вероятных последствиях его «предательства»... Бывший министр социальной политики Вячеслав Кириленко стал преемником Николая Томенко на посту вице-премьера по гуманитарным вопросам. Остался в вице-премьерах Роман Бессмертный, однако теперь он, похоже, потеряв интерес к административно-территориальной реформе, возьмется за региональную политику. То есть, то же самое.
Анатолия Кинаха Президент назначил секретарем Совета национальной безопасности и обороны, чьи полномочия Виктор Ющенко, как известно, расширял, когда на этом посту пребывал Петр Порошенко, а недавно снова сузил. Об этом глава государства объявил, напомним, в зале парламента в день повторного голосования по кандидатуре Юрия Еханурова.
Вячеслава Кириленко сменил на посту министра труда и социальной политики многоопытный Иван Сахань. Он уже ведал этой сферой в правительствах Пустовойтенко, Ющенко и Кинаха. Новым министром нового министерства строительства и архитектуры стал «нашеукраинец» Павел Качур, в бытность Ющенко премьером числившийся его советником. Министерство экономики возглавил отозванный из одесской «ссылки» Арсений Яценюк (на момент подписания президентского указа был вице-губернатором Одесской области). 31-летний А.Яценюк — самый молодой в нынешнем правительстве — обратил на себя внимание, когда в период выборов исполнял обязанности главы НБУ вместо погрузившегося в избирательную кампанию Сергея Тигипко и неплохо с этим справился. Это, пожалуй, единственная свежая кадровая идея в новом Кабмине. В Министерстве чрезвычайных ситуаций одного фигуранта коррупционных и финансово-политических скандалов «равноценно» заменил другой: вместо Давида Жвания главой этого ведомства назначен «дважды» губернатор Закарпатья Виктор Балога, в начале своей карьеры, кстати, трудившийся «простым товароведом»...
Первым вице-премьером в правительстве Ющенко—Еханурова стал Станислав Сташевский. Явно не политик. Был заместителем столичного городского головы Александра Омельченко, по несколько месяцев работал министром топлива и энергетики в кабинетах Виктора Ющенко и Анатолия Кинаха. До последнего времени возглавлял комитет по иностранным делам Верховной Рады. Сравнительно недавно вышел из созданной некогда А.Омельченко партии «Єдність» и вошел в Народный Союз «Наша Украина». Из оставшихся вакансий наиболее заметной остается Минтранс. Вчера, на момент сдачи номера, информации об отделении Е. Червоненко от транспорта и связи не было.
Что означают все эти назначения? После властного кризиса у Президента был шанс — сформировать дееспособную команду, которая бы не только остановила экономический спад, но и укрепила пошатнувшийся в глазах как украинской, так и мировой общественности авторитет нынешней власти. Использовал ли Виктор Ющенко эту возможность? Ведь вторая «осечка» может обойтись ему слишком дорого. Да, Юрий Ехануров стал-таки той самой компромиссной фигурой, которая на данном этапе устроила и Президента, и парламент. Но какова цена этого консенсуса? Не станут ли как новый премьер, так и сам Ющенко в очередной раз заложниками политического компромисса? Предварительный анализ состава нового Кабмина дает мало оснований для оптимизма. Во-первых, по мнению экспертов, в обмен на поддержку нового правительства те, кто за него проголосовали, ждут теперь «благодарности» в виде государственных постов и преференций для связанного с ними бизнеса, а также доступа к админресурсу на выборах в Раду и т.п. Во-вторых, руководствуясь в процессе обновления Кабмина таким критерием, как отсутствие политических амбиций, то есть стремясь создать коллектив, кардинально отличающийся от предшественников, Президент и новый премьер, похоже, впали в другую крайность. Правительство Ющенко—Еханурова выглядит именно как «техническое», «усредненное». А ведь именно этому правительству предстоит выполнить довольно тяжелую политическую миссию: создать экономические, имиджевые и организационные ресурсы, которые Президент мог бы инвестировать в успех своего блока на парламентских выборах. Особенно если учесть, что прежнее правительство все «до копейки» инвестировало в рейтинг Юлии Тимошенко. Формируя правительство второй раз, президентская команда должна была приятно удивить всех. Удивить адекватностью выбора, соответствием новоназначенных занимаемым должностям, стопроцентным соответствием правилам и принципам, провозглашенным во время оранжевой революции. Удалось ли это? Утвердительный ответ на этот вопрос дать крайне сложно.
КОММЕНТАРИИ
Владимир ПОЛОХАЛО , шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:
— Четырнадцатое правительство является первым в истории Украины переходным правительством. Оно уникально в контексте того, что было создано в период и на период избирательной кампании. В данном случае, когда речь идет об избирательной кампании, то имеются ввиду его конъюнктурные функции, состоящие, в первую очередь, в распределении административного ресурса между теми силами, которые поддержали Ющенко при назначении им премьер-министром Юрия Еханурова. Ключевой же особенностью этого правительства является то, что оно знаменует утверждение трех основных сил: Нашей Украины, Регионов Украины и СПУ. И нет никакого значения, есть ли представители «Регионов...» в правительстве. Ведь они получили свои преференции и являются сотворцами этого правительства. Это означает, что можно уже говорить о своеобразном политическом союзе Ющенко, Мороза и Регионов Украины. По классическим политологическим признакам, те базовые фракции, которые образовывают правительство или причастны к его образованию, независимо от персонального состава, являются союзниками или партнерами.
В этом смысле можно сказать, что ни Регионы Украины, ни СПУ уже не являются оппозиционными. Поэтому, в первую очередь, эти три вышеназванные политические силы ответственны за деятельность всего правительства. Они же и получат некоторые преференции. Об этом даже открыто сказал сам Юрий Ехануров. Первый вопрос сегодня заключается в том, как же будут «отоварены» обещания Ющенко тем фракциям и политическим силам, которые поддержали это правительство? Рядом с административным ресурсом может быть поставлен для «отоваривания» и бюджетный процесс. Я думаю, что распределение бюджета будет носить абсолютно избирательный характер. Я также не исключаю перемен в областных и районных администрациях. Это будет происходить опять- таки в контексте «отоваривания» обещаний. И, наконец, в данном случае мы говорим о новой политической реальности, суть которой заключается в том, что если ранее декларировались принципы патриотизма, профессиональности и порядочности, то сегодня есть только один термин — прагматизм. Но в контексте всего вышеупомянутого, «отоваривание» обещаний как раз и состоит в современных постмодерных жестких соглашениях и договоренностях. Иначе говоря, речь идет о том, что Ющенко оказался связан по рукам и ногам своими же обещаниями. Это — бомба замедленного действия. Ведь именно это «неотоваривание» обещаний может привести к тем или иным политическим скандалам в контексте избирательной кампании. И сегодня, как это ни парадоксально выглядит, Ющенко практически не сможет управлять этим правительством как Президент. Ведь ресурс у Ющенко для реализации его обещаний уменьшается как шагреневая кожа по мере приближения к реализации конституционной реформы. А нереализованные обещания в украинской политической среде всегда заканчивались политическими скандалами, нестабильностью и конфликтами. Следовательно, не стабильное правительство прагматиков, управляемое Президентом, получил Ющенко, а наоборот — заложенные мины замедленного действия, которые сделают правительство нестабильным и неуправляемым самим Ющенко.
Ирина РОЖКОВА , Европейский институт интеграции и развития:
— Можно поприветствовать сам факт формирования правительства, потому что стране слишком дорого обходится его отсутствие. Но в данном случае «слабым звеном» являются не конкретные персоналии нового Кабмина, а сама действующая власть. То, что произошло у нас во время президентских выборов, было не оранжевой революцией, а революцией контрэлиты. И то, что сейчас происходит, — это не политический кризис, а кризис внутри элиты. И состав нового правительства — это как один из кирпичиков, который позволит несколько упорядочить эти отношения.
Виктория ПОДГОРНАЯ , директор Центра социально-политического проектирования:
— Предложенное правительство является правительством, которое отвечает новой формуле отношений к политическим оппонентам и подписанному недавно меморандуму. Это правительство является первым шагом в обратном направлении от тех принципов, которые были заложены во времена президентской кампании, Майдана и оранжевой революции. На самом деле, это трудно не заметить и искать этому иезуитские объяснения, но политология учит, что существуют- таки представители элит, контрэлит, оппозиции, власти. И если все они находят точки понимания — это говорит о том, что создается совсем другая конфигурация политического режима. Если мы говорили о коалиции Ющенко—Тимошенко так, словно она является новой властью, то на самом деле они являются просто представителями контрэлит, которые получив победу, сформировали правительство. Это была «чистая» политологическая формула. А сейчас, после политического кризиса, изобрели очень странное решение, чтобы найти поддержку своему режиму среди представителей старой власти. Как мне известно, некоторые политики и эксперты находят в этом позитив для того, чтобы стабилизировать ситуацию и не делать резких шагов, пойдя эволюционным путем. Я думаю, что вряд ли можно говорить о стабильности, профессиональности правительства, если стране нужны перемены. Ведь именно за них и голосовали избиратели Ющенко в 2004 м году. Однако, вряд лиэто правительство может гарантировать людям обещанное. У меня, собственно, есть много вопросов относительно того, как эти очень разные люди с различными взглядами в правительстве будут искать общие точки понимания, касающиеся стратегических задач. У меня возникает вопрос также относительно возможности определения стратегического курса этого правительства. Думаю, что на самом деле оно окажется лишь переходным. Ведь в этом правительстве — переходные фигуры. Вот, например, «кандидат» на должность первого вице-премьера — Станислав Сташевский — длительное время был заместителем мэра Киева Александра Омельченко, потом в правительстве Виктора Ющенко полтора месяца работал министром то плива и энергетики и на этой же должности еще несколько месяцев в правительстве Анатолия Кинаха. То есть он, возможно, нужен для того, чтобы найти общий язык с представителями киевской власти. Сташевский — это достаточно опытный чиновник, но вряд ли он является политической фигурой, что для этой высокой должности в государственной иерархии, которая определяет стратегические параметры политики, обязательно. В общем же, это правительство будет довольно лояльным к политике Президента, будет проводником его политики сугубо в рамках президентско-парламентской формы власти. Это правительство не является угрозой для Президента и после 1 января, когда вступит в силу конституционная реформа, правительство останется таким же лояльным и подчиненным Президенту. Другой вопрос, будет ли это правительство отвечать требованиям времени и общества?
Виктор НЕБОЖЕНКО , политолог:
— Президент пропагандирует два принципа, которые снимают проблему персоналий в правительстве. Первый — это техническое правительство, а не политическое. Тут будут люди, которые имеют опыт бюрократической деятельности, продвижения во власти, которые всегда были вторыми и уже никогда не будут первыми. И в этом смысле они являются хорошими безличностными исполнителями. Второй — это будет продукт, в котором все будет средним: средний премьер-министр, средние министры и т.д. Это деляется для того, чтобы Ющенко смог избежать скандалов и конфликтов. Он очень боится, что повторится судьба предыдущего правительства, где были действительно оригинальные личности, полные амбиций, но которые не понимали, чем они занимаются. Поэтому уход от конфликтов и скандалов — это второе требование, которое предъявляет Ющенко новому правительству. Это правительство выполнит короткую работу, поэтому оно является правительством терминаторов — они исчезнут, как только выполнят свою работу — остановят экономический кризис, замедлят падение социально- экономических показателей. После этого необходимость в них отпадет.
Нестор ШУФРИЧ , народный депутат, замглавы партии СДПУ(О):
— Я предполагаю, что в ближайшие недели мы станем свидетелями нового кризиса. Такое формирование правительства, какое сейчас происходит, — кулуарное, закрытое, уже налицо политические «кидки», —может спровоцировать бюджетный кризис и очень скорую отставку и этого правительства. В частности, недавно Виктор Ющенко подписал меморандум, где одним из пунктов было обещание прозрачного формирования правительства на принципах профессионализма и отделения власти от бизнеса. Сегодня же, назначив Виктора Балогу министром чрезвычайных ситуаций, Ющенко наплевал и на недавний меморандум, и на всех его подписантов. Он просто поиздевался над участниками этого процесса и над Давидом Жвания, который удален из министерского кресла только из-за того, что его семья занимается бизнесом. В то же время он привел в это кресло непосредственного бизнесмена, руководителя одной из бизнес- империй в Закарпатье.