Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вторая жизнь «Жатвы скорби»

12 ноября, 2007 - 18:51
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

На днях книга известного западного историка Роберта Конквеста «Жатва скорби» во второй раз вышла в свет на украинском языке. Впервые выдающаяся книга по исследованию Голодомора была напечатана на английском языке в 1986 году, а переведена на украинский язык только в 1993. Презентация второго издания состоялась в резиденции американского посла в Киеве. Это объясняется тем, что именно при содействии отдела прессы, образования и культуры Посольства США в Украине «Жатва скорби» была издана Волынским творческим агентством «Терен» в рамках программы «Уроки истории: Голодомор 1932—1933 годов» Международного благотворительного фонда «Украина 3000».

«Благодаря этой книге многие люди во всем мире узнали, что такое Голодомор. Автор показал и описал ужас Голодомора. Кое-кто, кто посетил Украину в 1932—1933 годах, даже не мог писать о том, что он увидел. Как Роберт Конквест указывает в предисловии к книге, в эти времена Украину посетил Борис Пастернак, который сказал: «То, что я увидел, невозможно выразить словами. Там царила такая нечеловеческая, невероятная нищета, такая страшная беда, что все это начинало казаться нереальным, разум не мог охватить весь этот ужас. Я заболел. Целый год я не мог писать», — цитирует писателя посол США в Украине Вильям Тейлор. В то же время он отметил, что в отличие от Бориса Пастернака, Роберт Конквекст смог описать этот ужас и сделал это таким образом, чтобы показать как персональные страдания отдельного человека, так и страдания общества, прикладывая при этом болезненные усилия. По словам посла, историк приходит к выводу: установленные факты и мотивы, двигавшие Сталиным, показывают его причастность, значит вердикт истории может быть лишь один — это преступление, за которое нужно отвечать.

Со своей стороны, глава наблюдательного совета Международного благотворительного фонда «Украина 3000» Екатерина Ющенко отметила, что через 75 лет после этих трагических событий на украинцах лежит большая ответственность за то, чтобы весь мир знал об этом Голодоморе. По ее словам, сейчас в Украине и за границей начинают действительно понимать масштабы этого преступления: сколько людей умирало и каким образом тот режим делал это систематически, цинично и масштабно.

По словам госпожи Ющенко, главной программой фонда «Украина 3000» является освещение вопроса Голодомора. «Мы собираем свидетельства, делаем фильмы, каждый год помогаем организовать акцию «Зажги свечу» (здесь уместно вспомнить об авторе этой идеи — покойном Джеймсе Мейсе, который впервые высказал ее в своей колонке «Свеча в окне» в «Дне» 18 февраля 2003 года; он же, кстати, вместе с Робертом Конквестом выступал на слушаниях Конгресса США по Голодомору. — Авт. ), которая должна распространиться по всей Украине. Чтобы в каждом доме каждый человек помнил своих предков, дедушек и бабушек, погибших в Голодомор. Многие страны мира уже признали Голодомор, две недели назад это сделал ЮНЕСКО, Объединенные Нации признают Голодомор. Не сразу будут говорить, что это было геноцидом. Но мы должны им доказать, что это был геноцид. Как раньше было — когда все говорили, что не было голода, а теперь признали, что был Голодомор, но не геноцид. Но мы им доскажем фактами, исследованиями, указаниями, указами, что Голодомор был геноцидом», — подчеркнула она.

Инициатор второго издания этой книги, писатель, диссидент Евгений Сверстюк считает, что «Жатва скорби» — лучшая книга об истории Украины XX века. «Эта книга написана человеком большого таланта и ума, которого я бы поставил наряду с Орвеллом. Наши книги по истории писались в рамках очень малодоступного материала. Информация о жизни в Украине и о жизни в СССР за границей была и более широкой, и более объективной, и более аналитической. Это книга свободного человека, который свободно мыслит и располагает огромным материалом для обработки. Вчерашние рабы не всегда могут осмыслить глубоко факты своей жизни», — отметил он.

На его взгляд, геноцид в Украине 1932—1933 годов и нацистский геноцид имеют между собой причинную связь. «Если можно было устроить в мирное время в большой стране Голодомор-геноцид и скрыть это от мира, то почему нельзя в период войны секретно расстрелять нацию, небольшую по численности. Известно, что фюрер учился у вождя», — заметил Евгений Сверстюк. Обратив внимание на важность характера оценки этого исторического явления, он подчеркнул: мы еще очень часто сбиваемся на бытовую оценку, в то время как суть этого явления определяется именно словом геноцид.

Уильям ТЕЙЛОР: Для признания Голодомора геноцидом необходимо провести юридический анализ

Что делается в США для признания Голодомора 1932—1933 годов и признают ли в Соединенных Штатах Голодомор геноцидом украинского народа? Какие условия необходимы для такого признания? Об этом — «Дню» в блиц-интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Украине Уильяма ТЕЙЛОРА.

— Год назад американский сенат и палата представителей приняли закон, который подписан президентом. Согласно этому закону, предусматривается строительство в столице США Вашингтоне мемориала, посвященного Голодомору. Его строительство финансирует украинское правительство.

— Когда будет построен этот мемориал?

— Не знаю. Надеюсь, что это будет сделано быстро. В Вашингтоне уже есть большой и очень известный монумент Тарасу Шевченко. В 50-х годах в США был построен памятник порабощенным народам. И этот новый мемориал будет еще одним украинским памятником.

— А что вы можете сказать по поводу резолюции о признании Голодомора геноцидом украинского народа. Будет ли такое решение принято обеими палатами американского Конгресса?

— Резолюция в такой форме действительно не была принята обеими палатами. На самом деле, было принято решение построить мемориал. Для признания Голодомора геноцидом необходимо провести юридический анализ. А это еще не было сделано американским правительством.

— Но ведь есть книга Роберта Конквеста, о которой вы говорили сегодня, и который выступал в свое время в Конгрессе со свидетельствами...

— Действительно, есть много свидетельств. И книга Конквеста, несомненно, является частью таких свидетельств. Конгресс тоже рассматривал этот вопрос, но до сих пор не принял резолюцию, которая определяла бы Голодомор геноцидом украинского народа.

— Но ведь существует противоречие. Комитет палаты представителей по иностранным делам рекомендовал принять резолюцию о признании геноцида армянского народа...

— И вы видите, какую проблему это вызвало...

— Но ведь в случае с Украиной не должно быть проблем. Ведь в геноциде против украинского народа обвинен не другой народ, а тоталитарный режим, существовавший в то время.

— Я действительно не думаю, что с Украиной будет проблема. Но проблема может возникнуть с другими трагедиями. Опять же, для принятия такой резолюции необходимо провести юридический анализ, что до сих пор не было сделано. Если это будет сделано по отношению к Украине, тогда подобный анализ нужно будет сделать и относительно других трагедий, что будет сложно.

— Это означает, что демократы комитета палаты представителей по иностранным делам, принимая проект резолюции о признании армянского геноцида, не продумали свое решение?

— Это действительно так. Но принятый комитетом законопроект не был подан для рассмотрения в палату представителей.

— Если вернуться к теме юридического анализа. Наверное, американское правительство боится делать этот анализ и признать Голодомор геноцидом. Ведь многие страны, в том числе на американском континенте, признали Голодомор геноцидом, осуществленным тоталитарным режимом.

— Это так. И это можно сказать о Турции в 1915 году. Тогда не существовало нынешнего правительства, не было нынешней конституции Турции, а была Оттоманская империя. То есть это был совсем другой режим.

Вообще этот вопрос довольно сложный. Мы очень рады тому, что в США принят закон, который вступил в действие и согласно которому в нашей стране будет установлен монумент Голодомору в Вашингтоне.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ