Похоже, в перерыве работы парламента, за который вновь проголосовали участники будущей «демократической коалиции», сессионный зал простаивать не будет. Вчера после «шестиминутки» в нем собрались представители фракций Партии регионов и коммунистов и провели собрание, на котором инициировали создание межфракционного парламентского большинства. Сегодня утром аналогичное собрание собираются провести фракции СПУ, БЮТ и «Нашей Украины»
Похоже, что к сферам человеческой деятельности, которые пользуются приметами, добавляется еще и политика. Стоит только появиться на сцене главе Секретариата Президента Олегу Рыбачуку с каким-либо заявлением, и можно с уверенностью ожидать какого-то подвоха или исполнения прямо противоположного. То, что эта примета работает, лишний раз подтвердилось вчера. Накануне ночью в интервью журналистам О. Рыбачук интригующе заявил: «Завтра в Раде будет интересно. Грустно там точно не будет. Завтра вопрос встанет так: не суть важно спикерство или премьерство — завтра будет коалиция».
Но «завтра» не было весело. Не было и коалиции. Открывшееся вчера заседание Верховной Рады закрылось уже через шесть минут. Это, пожалуй, было самое короткое заседание за всю историю украинского парламента. Коалиция снова взяла перерыв, уже до 14 июня.
Было ли то, что произошло вчера в парламенте, неожиданностью? Вряд ли. Так как еще накануне пресс-служба СПУ сообщила о том, что политсовет Соцпартии рекомендовал своим представителям, которые ведут переговоры о создании Коалиции, «ускорить их завершение до 14 июня ориентировочно». Согласитесь, в этой расплывчатой формулировке гораздо больше конкретики, чем в заявлении О.Рыбачука. Кроме того, настораживал тот факт, что СПУ накануне заседания обнародовало еще несколько условий, которые они считают для себя принципиальными при создании коалиции. Это, в частности, вопрос вступления Украины в НАТО, вопрос продажи земли и другое.
Затяжные прыжки переговоров еще раз подтверждают, что политические силы, участвующие в создании коалиции, вряд ли имели перед собой хоть какую то программу конкретных действий, когда шли на выборы. Кроме того, затягивание с открытием работы Верховной Рады может быть чревато определенными рисками, в первую очередь для самих победителей. Во-первых, вместе с зависшим в бездействии парламентом, неопределенной остается и судьба учений «Си бриз- 2006», что вполне грозит их срывом.
Это может стать болезненным ударом по имиджу Украины в глазах западных партнеров, а также дает оппонентам вступления в НАТО, как внутри станы, так и за ее пределами, дополнительные козыри.
Во-вторых, хотят того переговорщики или нет, но подобные отсрочки работают больше не на будущую коалицию, а на ее оппозицию в лице, прежде всего, Партии регионов, которая на фоне «коалиционных бунтов» выглядит все более монолитной и уверенной в себе политической силой. Сразу же после закрытия заседания, оставшиеся в зале «регионалы» объявили о намерении создать межфракционное парламентское большинство. Правда, еще не решили, на базе каких сил. Одни говорят, что это должна быть коалиция КПУ и СПУ, другие предрекают, что к ПР и КПУ присоединятся несогласные с позицией своих фракций «оранжевые».
ПР также разместила на своем сайте заявление о том, что «оранжевые» «не способны на взвешенную, ответственную государственную позицию», и что Партия регионов не допустит, чтобы их («оранжевых») «безответственность привела к потере украинской государственности».
Более того, ПР начинает уже играть на перехват внешнеполитической инициативы, обращаясь непосредственно к Генеральному Секретарю НАТО Яапу де Хоопу Схефферу с заявлением, в котором призывает его «дать оценку сложившейся сегодня внутриполитической ситуации в Украине» и «предпринять немедленные шаги по задействованию соответствующих международных механизмов к ее урегулированию в духе Плана действий Украина-НАТО, Хартии об особом партнерстве Украина- НАТО, Программы «Партнерство ради мира» и других международных инструментов». Таким образом, ПР демонстрирует себя не только всему миру, но и «оранжевому избирателю» как единственная политическая сила, способная удержать государственный корабль на плаву.
Глядя на все эти игры, понимаешь, что украинский народ ошибся не только 26 марта. Он ошибся гораздо раньше, когда еще на заре независимости принял обычную советскую номенклатуру за национальную элиту.
Итак, второй фальстарт. А после третьего — по законам спорта — снятие с дистанции и дисквалификация. Только кого? Рады, Президента?..