Позавчера вечером в киевском Театре имени Ивана Франко можно было увидеть многих из тех, кого бы страна должна была видеть и слышать чуть ли не ежедневно: писатели, музыканты, режиссеры, искусствоведы, интеллектуалы; те, кто знает и чувствует украинскую литературу, историю, украинскую современность. «Творческий вечер Лины Костенко в рамках презентации романа «Записки украинского самашедшого», сообщали приглашения. Но в действительности ни «творческий вечер», ни «презентация» этому событию, по сути, не подходили. Все, кому удалось попасть в тот вечер в театр, знали это наверняка.
Атмосфера здесь была как никогда густая и насыщенная. Собственно, каждая встреча Лины Костенко с публикой — это событие не сугубо литературное, но и общественное, и культурное. Подобный эффект «ключевого момента» возникал и в марте прошлого года, когда Украинский дом до отказа заполнился людьми, которые пришли поздравить Лину Васильевну с 80-летием и переизданием романа «Берестечко» (издательство «Лыбидь»).
Очевидно, возникло оно и у тех, кто на прошлой неделе пришел в Ровенский музыкально-драматический театр, где Лина Костенко начала всеукраинский тур — свой и своего первого прозаического романа «Записки украинского самашедшого» (издательство «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»). Острота момента была особенно ощутимой для тех, кому не удалось попасть в театр и они наблюдали за действом через экраны мониторов при десятиградусном морозе. В конечном итоге, киевлянам пришлось повторить этот «ровенский подвиг», ведь Театр имени Ивана Франко также не вместил всех жаждущих увидеть и услышать Лину Костенко. Но стоит ли здесь сыпать обвинениями в сторону организаторов с требованием арендовать стадионы? Представления первого прозаического романа Лины Костенко действительно заслуживает того, чтобы за ним могли наблюдать тысячи, десятки, сотни тысяч украинцев. И именно для этого существуют средства массовой информации, прямые эфиры, каналы, которые финансируются из государственного бюджета. А пока в эфире общегосударственных каналов транслируют что-то никчемное, жаждущим Высокого и Культурного украинцам придется мерзнуть.
За 20 лет «пробела» в национальном культурном, информационном и вообще в гуманитарном пространстве украинцы успели, как говорит Лина Костенко, сами за собой соскучиться. Именно поэтому — толпы перед театрами, длиннющие очереди за автографами, а тираж «Записок...» достиг уже 45 тысяч экземпляров.