Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выбор,

от которого Абхазия не смогла отказаться
13 января, 2005 - 20:29
«Я, КАК И ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ АБХАЗИИ, ГРАЖДАНИН РОССИИ И ГОРЖУСЬ ЭТИМ», — ЗАЯВИЛ НОВОИЗБРАННЫЙ ПРЕЗИДЕНТ АБХАЗИИ СЕРГЕЙ БАГАПШ / ФОТО РЕЙТЕР

Эпопея президентских выборов в Абхазии, продолжавшаяся более трех месяцев, похоже, закончена. По результатам голосования, состоявшегося 12 января, около 90% избирателей поддержали Сергея Багапша — оппозиционного кандидата, главу компании «Черноморэнерго». Его соперник, лидер Народной партии Якуб Лакоба набрал лишь около 4% голосов, передает ИТАР- ТАСС. В выборах приняли участие 58,5% избирателей. Таким образом, опасения, что люди не придут на избирательные участки и голосование не состоится, не оправдались.

На самом деле у абхазов были причины для электоральной апатии: слишком много было интриг вокруг выборов, закулисных переговоров, и нынешнюю ситуацию вряд ли можно считать результатом народного волеизъявления. По итогам голосования 3 октября прошлого года победу одержал Сергей Багапш. Его соперник, экс-премьер Рауль Хаджимба, поддержанный Москвой, занял второе место. Де-факто власти Абхазии не желали смириться с поражением, но их усилия, в том числе переголосование в Гальском районе, ничего не изменили: Багапш по-прежнему выходил победителем. Его лидерство признали Верховный суд самопровозглашенной республики, совет старейшин и парламент. Тем не менее действующий президент Владислав Ардзинба отказался сложить с себя полномочия и передать их Багапшу. Россия по сути ввела против Абхазии санкции: прекратила железнодорожное сообщение (открытое в одностороннем порядке незадолго до выборов к возмущению Тбилиси) и приостановила импорт сельскохозяйственной продукции из самопровозглашенной республики. На пост премьер-министра Абхазии был назначен высокопоставленный чиновник российского министерства по чрезвычайным ситуациям Нодар Хашба. В Сухуми стояли вооруженные отряды сторонников как Багапша, так и Хаджимба. 6 декабря должна была состояться инаугурация новоизбранного де-факто президента. Но вместо этого соперники подписали соглашение о проведении новых выборов, на которых обязались выступить одной командой в качестве кандидатов на пост президента и вице-президента. Большинство аналитиков убеждены, что присудив Раулю Хаджимба пост вице-президента, действующие де-факто власти и российские посредники на переговорах сделали Сергею Багапшу предложение, от которого тот не смог отказаться. Понятно, что не по причинам особой привлекательности такого расклада. Став де-юре вторым человеком в государстве, Рауль Хаджимба будет наделен широкими полномочиями: он будет курировать внешнеполитическую и оборонную сферы, силовые структуры, а также сможет распоряжаться 40% бюджетных средств. Де-факто, по мнению многих экспертов, Хаджимба станет первым человеком в Абхазии. Сергей Багапш в свою очередь заявляет, что вице-премьер будет лишь куратором, а контроль за внешней политикой и силовыми ведомствами, согласно конституции, по-прежнему остается за президентом. Естественно, нельзя исключать, что противостояние в самопровозглашенной республике прекратилось ненадолго и возобновится с новой силой, как только новые руководители приступят к исполнению своих обязанностей.

За выборами в Абхазии традиционно наблюдали депутаты Государственной думы РФ. Вице-спикер Сергей Бабурин даже заявил, что голосование — шаг к международному признанию Абхазии. К тому же, он подчеркнул, что «в 2005 году будет рассматриваться вопрос о принятии Абхазии в состав России в качестве ассоциированного члена». Грузинское министерство иностранных дел незамедлительно выразило протест в связи с заявлениями российских депутатов, попирающими территориальную целостность Грузии, и потребовало от российской стороны «прекращения деструктивных действий в Абхазии». Тбилиси обратился к мировому сообществу с призывом дать «соответствующую оценку попыткам российской стороны, направленным на нарушение суверенных прав Грузии путем вмешательства в ее внутренние дела».

Применение узнаваемых технологий на абхазских выборах усугублялось неопределенным статусом самого голосования. Западные силы не имели возможности влиять на ситуацию с выборами де-факто президента в самопровозглашенной республике: такое влияние возможно лишь в случае признанных государств. Очевидно, что и в дальнейшем подобное международное участие в судьбе Абхазии будет оставаться односторонним. Изменить ситуацию способно начало активного переговорного процесса между Сухуми и Тбилиси. Грузинские власти и общественные организации в данный момент разрабатывают детальный план урегулирования конфликта, который будет предложен для обсуждения новым де-факто властям Абхазии. Напомним, и Рауль Хаджимба, и Сергей Багапш неоднократно заявляли, что являются пророссийскими политиками. Очевидно, что события вокруг президентских выборов повлияли на отношение абхазов к действиям Москвы. Приведет ли это к желанию активного диалога с Тбилиси и смогут ли абхазские руководители пойти на такой диалог — остается вопросом.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ