Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выбор политический?

Данные голосования на «Интере» за великих украинцев и данные социологов об общественном мнении очень отличаются
14 мая, 1996 - 19:24
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

О проекте «Великие украинцы» не знают, наверное, лишь единицы. Завтра мы, наконец-то, услышим фамилию человека, который, согласно правилам телевизионной передачи, получит титул «Великого украинца». Реклама, участие известных лиц в проекте в прямом эфире придали ей грандиозное звучание и призвали к действию (голосование) наиболее активную часть жителей страны. Собственно, благодаря их неограниченным звонкам и эсемескам и были составлены первые и вторая двадцатка великих украинцев. То есть то, что нам показали по телевидению, — это мнение наиболее активных. Социологов же заинтересовало, каким был бы список великих украинцев, если бы его составляло все население — то есть данные о выборе были бы репрезентативными. Поэтому Киевский международный институт (КМИС) обратился к гражданам с вопросом: «Назовите человека, которого вы считаете Великим украинцем?»

Прежде всего поражает то, что 41% украинцев вообще не смогли никого назвать. А если бы великого украинца определяли в результате социологического опроса, то им бы стал Тарас Шевченко — практически каждый четвертый отдал ему голос. За ним, с резким отставанием, почти одинаковый рейтинг имеют Юлия Тимошенко (3,1%), Леся Украинка (3%), Богдан Хмельницкий (2,4%), Виктор Ющенко (2,2%), Николай Амосов (2%), Михаил Грушевский (1,3%), Иван Мазепа (1,2%), Виктор Янукович (1,1%) и Иван Франко (0,9%). С чем связан такой выбор украинцев, рассказал генеральный директор КМИСа, профессор кафедры социологии НаУКМА Владимир ПАНИОТТО.

— Владимир Ильич, какие были совпадения в выборе великих украинцев во время голосования и при социологическом опросе?

— Первая и вторая десятки опроса КМИСа и программы «Великие украинцы» очень отличаются. Максимально совпало семь фамилий, четыре из которых — писатели и поэты. Это Тарас Шевченко, Леся Украинка, Богдан Хмельницкий, Николай Амосов, Иван Франко, братья Кличко и Николай Гоголь. Интересны несовпадения — фамилии, которые есть в первой двадцатке нашего опроса, но которых нет в первой двадцатке телевизионного голосования. Это Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, Тарас Чорновил, Михаил Коцюбинский и даже Леонид Брежнев. Как видите, данные голосований, не являющихся репрезентативными, с некоторыми позициями нашего опроса совпадают.

— Кое-кто из политиков уже начал спекулировать на том, что это голосование снова разделило Украину: например, на тех, кто отдаст свои голоса за Ярослава Мудрого, и симпатизирующих Степану Бандере, поскольку эти два героя набрали на то время больше всего голосов. На самом ли деле это так? Какие есть региональные симпатии к великим украинцам?

— Действительно, наблюдается распределение голосов по регионам. Что касается нескольких кандидатов (например, Тараса Шевченко), то во всех регионах они занимают первые места по репрезентативному опросу. Второе и третье места в разных регионах занимают разные фигуры. Так, в западном на втором месте — Виктор Ющенко, в центральном — Юлия Тимошенко, при этом они вообще не входят в двадцатку восточного региона. В южном регионе на втором месте — Леся Украинка, на востоке — Богдан Хмельницкий, не входящий в двадцатку западного региона. Третье место в западном регионе занимает Тимошенко, в центральном — Богдан Хмельницкий, в южном — Николай Амосов, в восточном — Виктор Янукович. Известно, что по некоторым кандидатурам, например, Степана Бандеры, есть большое распределение: его рейтинг намного выше в западном регионе. Там он занимает четвертое место по нашими данным. А в восточной Украине он вообще не попадает в список первой двадцатки. Особенностью южного региона является то, что там Михаил Грушевский занимает позицию выше, нежели в восточном. Иерархия на юге Украины сложилась такая: Тарас Шевченко, Леся Украинка, Николай Амосов, Виктор Янукович, Николай Гоголь, Юлия Тимошенко, кстати... Сказать, что есть очень большой раскол, нельзя.

— Очень заметно, что люди определялись с кандидатурой великого украинца через политическую призму...

— Конечно, да. Мы видим, что все современные наиболее популярные политические деятели попали в список. Хотя мне сложно представить, что после того, как они перестанут быть в политике, их будут вспоминать как великих людей. Естественно, политический выбор есть и в выборе великого таких украинцев, как Степан Бандера или Вячеслав Чорновил. Кандидатура Богдана Хмельницкого — это также политический выбор, так как его вообще нет в первой двадцатке в западном регионе, где наоборот — высшую позицию занимает, например, Иван Мазепа. Думаю, политических рассуждений в этом опросе достаточно много. Это можно объяснить общей политизированностью украинского общества...

— Как вы считаете, по каким принципам, кроме политической заангажированности, люди определялись с кандидатурами? Возможно, потому, что, например, Шевченко, Лесю Украинку учили еще со школы?

— Частично из-за того, что люди действительно никого больше не могут назвать, а частично из-за того, что действительно Шевченко, которого они изучали в школе, является великой фигурой в украинской культуре и истории. У многих людей Шевченко — это первая ассоциация, когда у них спрашивают о великих украинцах.

— Почему на востоке вторую позицию занимает Богдан Хмельницкий? Потому, что люди помнят из истории Переяславское соглашение?

— Думаю, что это действительно так: людям нравится то, что он объединил Украину с Россией. Поэтому после Тараса Шевченко он намного опережает другие кандидатуры. Дело в том, что восток Украины очень благосклонно относится к России. Много людей настроено вообще на объединение Украины с Россией — немного меньше половины. А в определенные годы после обретения Украиной независимости таких было и больше половины.

— Охотно ли люди участвовали в опросе?

— В некоторой степени они воспринимали этот опрос как тестирование на эрудицию: их спрашивают, кого бы они назвали великим украинцем, а они не могут сразу что-то вспомнить, и из-за этого иногда возникал дискомфорт. А в принципе они нормально шли на контакт.

— Как вы считаете, что даст проект «Великие украинцы»?

— Бесспорно, он дает людям знания по истории и пробуждает интерес к Украине и ее прошлому. Потому что сомнительно, что эта программа может быть интегрирующим фактором для Украины, как полагают авторы «Великих украинцев». Во время создания списков кандидатур на звание великого украинца мы видели, что очень много людей предлагают фамилии тех людей для голосования, о которых большинство населения могло и не догадываться. Например, Игоря Сикорского, создавшего первый в мире вертолет. Оказалось, что известных, прославленных украинцев, о которых стоит знать, есть намного больше, чем люди себе представляют. Поэтому мне кажется, что проект очень позитивен и для восприятия истории и современности — видения места Украины в мире, ее влияния на мировую культуру, науку, политику.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ