На первый взгляд, выборы ректора в Национальном медицинском университете им. А. Богомольца были событием ожидаемым, и для тех, кто не носит белого халата, не выдающимся. Согласно законодательству, избрать главу вуза со статусом «национальный» должны не реже одного раза в 7 лет. Теперь уже бывший ректор Медуниверситета Евгений Гончарук этот пост занимал аж 19 лет, и к тому же именно сейчас истек срок его контракта с владельцем вуза — Министерством здравоохранения. Случись все по накатанному сценарию выборов ректора, то понятно, по каким критериям его бы избрал коллектив. Как показывает практика подобных мероприятий, главой вуза такого уровня становится один из самых именитых, контактных и верных ему сотрудников. Тем более, что таковые среди пяти кандидатов были. Взять, к примеру, Василия Бардова — известного не только в Украине гигиениста и специалиста по метеочувствительности, который, если учитывать и студенческие годы, посвятил Медуниверситету, ни много ни мало, 37 лет. Или Владимира Мишалова — заслуженного врача Украины, специалиста по грудной и сосудистой хирургии. Не менее знаковые фигуры на медицинском поприще и Владимир Широбоков — известный микробиолог и вирусолог, а также Демьян Горбатюк — ученик известного украинского хирурга К. Кульчицкого и специалист в области трансплантологии и искусственных органов.
Но главной и самой шумной интригой нынешних выборов стал, увы, иной кандидат. «От власти», как называют бывшего министра здравоохранения Виталия Москаленко в комитете ВР по вопросам здравоохранения материнства и детства. Впрочем, он также не лишен регалий в виде ученых степеней и заслуженых званий. Хотя в интервью «Дню» глава профильного комитета ВР Николай Полищук открыто подвергал сомнению профессиональные способности экс-министра. Мол, за слишком уж короткий министерский срок ему удалось стать и профессором, и членом- корреспондентом, и академиком двух академий (Инженерной и Экономической кибернетики). Тем не менее в биографии Виталия Федоровича врачебный стаж все же присутствует, а кроме того — и опыт работы в руководстве вузов. К примеру, четыре года он занимал пост проректора по лечебной работе Харьковского института усовершенствования врачей. Что же касается его стажа как лечащего врача, то после службы в рядах Советской Армии военным медиком В. Москаленко работал в клинической больнице Харькова. Где поднялся по служебной лестнице от рядового врача до заведующего инфарктным отделением.
С чего вдруг вокруг Москаленко разгорелись такие страсти? Причин, по меньшей мере, две. Во-первых, нежелание Медуниверситета повторить печальную историю министерства. Напомним, что деятельность Минздрава при Москаленко Верховная Рада оценила неудовлетворительно. Всплывают в памяти истории с закупкой просроченной вакцины против гриппа и выдачей лицензии ОАО «Фармак» на производство инсулинов, которые в Украине ассоциируются лишь с заводом «Индар». Ну и, разумеется, неприятные результаты проверок Счетной палаты относительно нецелевого и произвольного использования бюджетных средств.
Во-вторых, непонятно неприкрытое лоббирование Минздравом кандидатуры В. Москаленко. При том, что он, не будучи сотрудником Медуниверситета, стремительно назначается проректором по учебной работе. А вскоре — также поспешно — исполняющим обязанности ректора. В то время как в Законе «О высшем образовании» четко прописано, что собственник вуза не имеет на это права до начала первого конкурса — разве что после двух туров плюс повторный, которые не состоялись.
Правда, взвешивать «за» и «против» уже, похоже, несколько поздновато. 80% трудового коллектива высказались за то, чтобы видеть на посту ректора именно Виталия Федоровича. В своей предвыборной речи последний был сдержан, уверен и деловит. Не смутила его и попытка небезызвестного хирурга Валерия Ивасюка (он принимал участие в опознании «таращанского «тела») «допросить» экс-министра по делу Гонгадзе. Что искренне развеселило присутствовавших 206 человек — сотрудников Медуниверситета. Да и в целом по сравнению с «предвыборными гонками» кульминация выглядела вполне спокойно. Конечно, не без того, чтобы, игнорируя такое понятие, как врачебная тайна, вспомнить с трибуны о недугах того или иного кандидата. Но в общем, вопреки ожидаемым страстям, все выглядело вполне цивилизованно.
Что же касается вышеупомянутого Василия Бардова, то, как ни странно, в кулуарах преимущество отдавали именно ему. Проректор по предоставлению платных услуг в своей речи проявил себя профессиональным менеджером и экономистом. Правда, по его списку «что сделаю» можно было подумать, что живем мы, как минимум, в Швейцарии, но каждый пункт В. Бардов сопровождал описанием возможного источника получения средств. Более того, он даже пообещал, что ректорская зарплата будет всего на 20% выше, нежели у заведующих кафедр. Остальные же кандидаты, в принципе, говорили на одном языке: «укрепить», «возродить», «реконструировать»... Красной нитью прошла идея о переходе кузницы медицинских кадров к самоуправлению — заработанными деньгами вуз должен иметь право распоряжаться по своему разумению.
Что же произойдет из задекларированного на самом деле — определенно сказать сложно. Если главный оппонент новоиспеченного ректора — профильный комитет ВР — не будет оспаривать результаты выборов, то Виталий Москаленко, согласно законодательству, будет руководить стратегически важным медицинским объектом 7 лет. Проблематика Медуниверситета не разнится с трудностями других вузов — это и низкая стипендия, и неадекватная оплата труда сотрудников, и устаревшая материально-техническая база. Естественно, выступая перед аудиторией, В.Москаленко пообещал все это исправить. Впрочем, его речь существенно не отличалась от той, что была произнесена на «презентации» Москаленко в качестве министра...