Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко во вторник отправился в Москву на очередной раунд переговоров с ОАО «Газпром», получив предварительно директивы на них от Президента страны. Правомерно ли Украине идти на столь важные переговоры в тот момент, когда со дня на день может решиться вопрос о новом главе правительства? Двух ответов тут быть не может. Промедление недопустимо, не только потому, что без учета цены на газ невозможно сверстать бюджет, но и в связи с тем, что в этом случае на российской стороне будут еще и такие сильные игроки, как зима и мороз.
А кого бы привлечь в помощь Украине? В субботу именно этот вопрос фактически обсуждался на конференции «Энергетическая политика и политика окружающей среды: энергоресурсы и альтернативные источники энергии», созванной при участии Фонда Фридриха Эберта.
Естественно, Украина может помочь себе сама и лучше всех. Но всегда вариться в собственном соку довольно опасно. Вот что думает по этому поводу координатор группы экспертов по реализации Энергетического меморандума Украина — ЕС Александр Тодийчук: «У нас есть много программ, которые устраивают лишь отдельных людей или их группы, а не государство в целом. Они искусственны и бессистемны. Пример — Энергетическая стратегия Украины до 2030 года, которая должна обслуживать программу развития государства, а не существовать сама по себе. Необходимо как можно быстрее сформулировать от имени правительства государственные задачи на базе объективной информации о состоянии дел в отрасли. Думаю, и Евросоюз, и США смогут помочь нам в решении этих задач как в экспертном, так и в финансовом планах. Но это произойдет лишь в том случае, если мы докажем, что умеем это делать и знаем, чего хотим достичь».
Почему бы, к примеру, не взять в качестве шпаргалки опыт близкой нам Швеции. Еще в 1981 году в этой в общем-то северной стране для получения тепла использовалось всего четыре источника энергии, причем главным был, как и в Украине, природный газ (85%). С тех пор многое изменилось. Количество источников увеличилось втрое, а доля газа в энергобалансе в 14 раз уменьшилась.
А еще рядом Беларусь, в которой газовой проблемы вначале не существовало, а затем уже, в самые последние годы, из-за политических разногласий с Москвой (в этой стране считают, что таким образом Россия устанавливает ей налог на Лукашенко) она обострилась. Но белорусы не только успели принять концепцию энергетической безопасности, но и разработали государственные комплексные программы модернизации основных производственных фондов и энергосистемы, а также программы энергосбережения и увеличения доли использования собственных топливно- энергетических ресурсов.
Секретное оружие наших соседей, как оказалось, — очень умные бабушки. Они решают газовые проблемы гораздо эффективнее, чем политики. Об этом рассказал на упомянутой конференции директор аналитического центра «Стратегия» (Беларусь) Леонид Заико. Зная о том, что газ дорожает и будет дорожать, они наотрез отказываются от газификации, предпочитая привычные дрова. Но выход ли это? Понятно, что вотчина Лукашенко далеко не во всем может служить примером. Заико, например, рассказал, что местные чиновники противятся внедрению энергосберегающих электролампочек, из-за которых якобы могут выйти из строя целые электростанции (если на них резко снизится нагрузка)...
Тем временем европейское видение украинских газовых проблем, и это в полной мере проявилось на конференции, исходит из того, что другого выхода, кроме перехода к рыночным ценам, не существует. По мнению европейских экспертов, только в этом случае Украина будет вынуждена внедрять энергосберегающие технологии и альтернативные виды топлива. В таком подходе можно усмотреть и определенный корыстный интерес. Ведь запасы нефти и газа в мире (и, естественно, в России и прикаспийском регионе) неуклонно сокращаются. Конкуренция за них обостряется. Если Украина научится обходиться меньшим количеством газа, Европа будет нам очень благодарна. Такая нота прозвучала в выступлении члена Европарламента Либора Ручека. Но ощущалось и уважение к нашей стране как к мощной энергетической державе. Ручек не думает, что членство Украины в ЕС сейчас реально и делает ставку на сближение шаг за шагом, особенно в энергетической области, а также предлагает Украине связать с европейской не только свою газовую и нефтяную инфраструктуру, но и электроэнергетику, в которой, как и в поставках электроэнергии из Украины, очень заинтересованы в Европе. По-видимому, именно это и является украинским выходом из силового энергетического поля, в которое она попала.