Представители пропрезидентской фракции НУ-НС, выдвинув коллегам из БЮТ ультиматум: или создание парламентской конституционной комиссии, или похороны коалиции, вчера таки добились результата. «Бело-сердечные» если и не отказались окончательно от идеи создать под куполом Рады конкурента президентскому Конституционному совету, то согласились отложить вопрос, как говорится, до лучших времен. С одной стороны, язык ультиматума, продемонстрированный накануне лидером «оранжевой» фракции Вячеславом Кириленко, — вряд ли приемлемый метод диалога с политическими партнерами. С другой стороны — почему депутатам от БЮТ именно сейчас и именно сегодня приспичило инициировать создание конституционной комиссии, если, во-первых, не существует закона, регламентирующего действия ВСК, а во-вторых, в парламенте нет зарегистрированного ни одного проекта Основного Закона страны или внесения поправок в действующий? Очевидно, что это не более чем тактическая игра депутатов — представителей пропремьерской фракции на перехват конституционной инициативы Банковой. А то, что эта игра могла стать последним гвоздем, забитым в крышку гроба и без того дышащей на ладан коалиции, похоже, никого не беспокоит.
Тем временем резкие заявления, регулярные споры на грани фола между представителями двух коалиционных фракций рикошетом могут ударить по внешним интеграционным перспективам Украины. В экспертных кругах все чаще говорят о том, что нестабильность правящего парламентского большинства, постоянные разговоры самих же коалиционеров(!) о вероятности развала коалиции демократических сил, угроза парламентского кризиса и очередных внеочередных выборов в ВР характеризуют нашу страну как непрогнозированного партнера, от которого можно ожидать любых «сюрпризов» в любой момент. С учетом этого, предполагают аналитики, на саммите министров иностранных дел стран — членов НАТО в декабре, где, как ожидается, будет повторно рассмотрен вопрос о предоставлении Киеву и Тбилиси ПДЧ, нам снова ответят отказом.
Кстати, демократическая коалиция в который раз демонстрирует отнюдь не демократический стиль — широко анонсированный совет коалиции прошел в закрытом режиме и, более того, без заключительного брифинга с подведением ключевых итогов четырехчасовых коалиционных дебатов. В прессу между тем просочилась информация о том, что премьер Тимошенко на коалиционном совете заявила, дескать, источник всех нынешних политических пертурбаций — призрак президентских выборов, который блуждает в коридорах Секретариата Президента, правительства и парламента. «А давайте отодвинем президентские выборы во времени — они раскалывают коалицию и не дают нам нормально работать», — приводят электронные СМИ предложение, якобы озвученное Юлией Владимировной. Интересно, а если сегодня яркий весенний солнечный свет помешает коалиционерам сосредоточиться на работе, завтра будет отменен восход солнца?
Понимают ли вес внутренних политических встрясок и риски, которые они несут, те, кто сегодня, де-юре являясь коалиционными партнерами, де-факто по поводу и без оного бросают камни в огород друг друга, ставя под удар имидж целой страны? Этот вопрос «День» адресовал председателю правления Центра политико-правовых реформ Игорю КОЛИУШКО .
— Какова ваша оценка сути и содержания конституционных споров в коалиционном лагере?
— Возможно, всех нюансов я не улавливаю, поскольку наблюдаю за всем происходящим со стороны. Так вот, как мне представляется, в общем ситуация выглядит так. Президент выступил с инициативой подготовки масштабных изменений в Конституцию Украины и создал с этой целью консультативный орган — Национальный конституционный совет, пригласив к участию в работе этого органа представителей всех политических сил. По своим мотивам вышла из Совета Партия регионов. Однако о выходе представителей БЮТ я не слышал, хотя они и не принимают участия в работе. В то же время они начали инициировать создание другого рабочего органа — Временной следственной комиссии парламента для решения аналогичного задания. Если БЮТ и НУ-НС, Президента и премьера рассматривать как партнеров, то как-то не по-партнерски со стороны БЮТ создавать эту комиссию.
В ответ «Наша Украина — Народная самооборона» также поставила свой ультиматум, пригрозив развалом коалиции. Логично же, чтобы процесс развивался таким образом: необходимо подготовить проект Конституции и только тогда, когда этот проект будет внесен в Верховную Раду, можно говорить о создании временной следственной комиссии. Я не понимаю, как можно создавать комиссию в парламенте в условиях, когда не зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в Конституцию»?! А право законодательной инициативы тут имеют Президент и 150 народных депутатов.
— Может, с учетом отчетливо видного маячка президентских выборов есть смысл отложить дискуссии вокруг Конституции, чтобы избежать кризиса, первые «ласточки» которого уже видны?
— На мой взгляд, сегодня есть возможность улучшить целый ряд норм Конституции Украины и снять таким образом конфликты, которые происходят между представителями высших государственных органов. Но все, что сегодня делается как Президентом, так и БЮТом, и другими участниками политического процесса, на самом деле направлено не на совершенствование Основного Закона страны. У меня чем дальше, тем больше складывается впечатление, что все политические силы рассматривают процесс внесения изменений в Конституцию как способ укрепления своего положения, расширения своих полномочий и так далее.
— Одним словом, цель — укрепление у власти?
— Да, именно. Поэтому на самом деле, если вернуться к вашему вопросу о вероятной отсрочке во времени конституционного вопроса, если сегодня изменения в Конституцию не будут внесены, возможно, это и лучше для всех. Чтобы сделать что-то полезное в этой сфере, необходимо очень скрупулезно подходить к процедуре: как подготовить изменения, с кем их согласовать и т.д. Если будет компромиссный вариант, тогда это улучшит ситуацию, а если какая-либо политическая сила будет пробовать внести изменения в Конституцию, ломая оппонентов через колено, — пользы на выходе будет ноль.
— Как вы считаете, политическая нестабильность, хрупкость коалиции могут «аукнуться» Украине в декабре на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО и нам снова откажут в ПДЧ?
— На мой взгляд, абсолютно очевидно, что любая несогласованность между ведущими политическими силами, а тем более — государственными институциями, такими как Президент и Кабинет Министров, однозначно ослабляет Украину на внешнеполитической арене. И это касается не только НАТО и ПДЧ, это касается и переговоров с Россией — да абсолютно всех аспектов внешней политики. Вместо того, чтобы быть внутренне консолидированными и выступать во внешних отношениях от имени всей страны, наши политики предпочитают сепаратистские отношения. И у внешних партнеров Украины есть хорошая возможность сыграть на этом.