Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вызовы безопасности Черноморскому региону

Является ли Российская Федерация фактором стабильности?
20 апреля, 2012 - 12:17

Сегодня в Киеве продолжит работу двухдневный Форум по вопросам безопасности, в котором участвует свыше 400 высокопоставленных должностных лиц, известных политиков, аналитиков, экспертов, бизнесменов, представителей гражданского общества и средств массовой информации из Украины и стран Черноморско-Каспийского региона, ЕС, США. Участники будут обсуждать роль демократизации в глобальных безопасностных процессах. Предлагаем читателям взгляд одного из участников на все эти процессы, в частности в регионе Черного моря.

Сегодня Черноморский регион столкнулся с рядом безопасностных вызовов и угроз, которые являются последствиями активной милитаризации региона Российской Федерацией, а также результатом нерешенных конфликтов, которые Россия пытается использовать для возвращения суверенных стран в сферу своего исключительного влияния.

Ярким примером современного безопасностного вызова в Черноморском регионе является российско-грузинский конфликт, который начался в начале 1990-х годов, сразу после того как Грузия обрела независимость. В августе 2008 года Россия, используя многочисленные провокации и различные поводы, хладнокровно вторглась и оккупировала 20% территории суверенного, демократического соседнего государства, выслала 80% населения из двух регионов Грузии — Абхазии и Южной Осетии, а после этого последовали этнические чистки. Война велась с целью сорвать евроатлантические намерения Грузии и приостановить демократическое развитие страны, поскольку эти процессы связаны с Западом, а Россия, в свою очередь, рассматривает расширение НАТО и ЕС, развитие демократии, процветание как угрозы ее внутренней безопасности. Россия, исходя из своих внутриполитических рассуждений, пытается найти повод для очередного асимметричного конфликта с Западом, привлечь внимание общественности России к вопросам внешней политики.

Настораживает то, что сделала и до сих пор делает Россия, продвигая свои цели и амбиции, которые в действительности не являются объективными потребностями и требованиями ее народа. Это проявляется и в настоящее время — в нарушении пункта 6 Соглашения о прекращении огня, инициированного президентом Франции. Вместо того, чтобы вывести войска, Россия продолжает наращивать военный потенциал на оккупированных грузинских территориях. Вдобавок возникла новая угроза. Осенью 2012 года Россия планирует крупные военные учения «Кавказ-2012» (подобно учениям «Кавказ-2008», но более масштабные) в двух регионах Грузии — Абхазии и Южной Осетии, а также в Армении. По своим целям и масштабам, качественно и количественно эти учения очень отличаются от предыдущих подобных мероприятий. Принимая во внимание концептуальные рамки, эти учения можно оценивать сквозь призму возможности войны против Ирана и того, что они начались преимущественно из-за эскалации военной напряженности в регионе Персидского залива. Я бы хотел отметить то, что учения «Кавказ-2012» — не просто демонстрация силы. Мы считаем эту программу провокативной, а ее реализацию — крайне опасной. К сожалению, мы уже почувствовали российскую тактику. Российские учения несут опасность всему региону: они нацелены применить военную силу против свободы, суверенитета и территориальной целостности Грузии и других стран.

Руководство России постоянно наблюдает за достижениями Грузии и за успехами нашего государства в строительстве демократии. Россия рассматривает это как угрозу своим интересам и влиянию на постсоветском пространстве. До этого времени они считали, что постсоветское пространство всецело отличается от всего остального мира и потому должно избрать другой путь своего развития, стать так называемой суверенной демократией — фактически авторитарно управляемой. Успех демократии в Грузии разрушает эту идеологию и, более того, ставит под сомнение существующий режим за пределами России.

Другим важным фактором разжигания конфликта является желание российского руководства возобновить Российскую империю, что открыто поддерживают многие политики и эксперты, приближенные к Кремлю. Их видение заключается в создании модернизированного Советского Союза с российским правлением и экономической гегемонией. Россия использует свои энергетические ресурсы как политическое оружие для шантажа правительств и возвращения в прошлое — к разделению на «сферы влияния».

Европейская и евроатлантическая интеграция Грузии, с одной стороны, и разрешение конфликта — с другой являются взаимосвязанными процессами. Мы очень стремимся стать членом семьи демократических наций и считаем, что это —ключ для нашего мирного развития и успеха.

Грузия ищет пути для оптимального и эффективного разрешения конфликта с Россией. Президент Грузии в одностороннем порядке заявил, что Грузия никогда не применит силу для восстановления суверенности и территориальной целостности ни против оккупационных сил, ни против их доверенных лиц, а только оставляет за собой право на самооборону в случае, если неоккупированная часть страны подпадет под новую атаку или испытает вторжение. Мирное урегулирование — это единственно правильный путь разрешения конфликта, а плодотворный политический диалог — единственный способ достичь его.

Россия имеет намного больше рычагов влияния в регионе, чем любая другая международная сила, и Грузия не будет «игнорировать» роль России в регионе. Однако эта роль должна быть позитивной. Есть надежда, что Россия найдет достаточно политических ресурсов, чтобы играть конструктивную роль, ведь дестабилизационные процессы в Черноморском регионе не затрагивают национальные интересы Российской Федерации. Российское руководство должно осознать, что мы живем в ХХІ веке и сообща переживаем конфликт, принимая во внимание интересы всего населения, которое там проживает.

Грузия искренне и уверенно видит Россию страной, которая превращается в страну, управляющую «концертом наций», уважает международное право, а это часто связано с отстаиванием основных прав человека. Российско-грузинский конфликт не способствовал укреплению отношений между двумя народами: российский народ должен помнить, что им всегда рады в Грузии — как бизнес-партнерам, туристам, студентам, журналистам и просто как друзьям. Но не как оккупационным силам. Что же касается виз, то Грузия в одностороннем порядке упразднила визовый режим для всех граждан России.

Грузия и Россия имеют общие интересы в регионе, такие как борьба против международного терроризма, организованной преступности, агрессивного сепаратизма, общие экономические интересы, туризм, образование и энергетика. Но участие России не должно нивелировать основные ценности и принципы. Грузия предлагает России перейти от игры с нулевой суммой к игре с взаимовыгодными решениями. Мы хотим видеть Россию в качестве стабильного, демократического и ответственного партнера: к сожалению, сегодня Россия остается источником дестабилизации и негативного влияния в регионе.

Гиорги БАРАМИДЗЕ, вице-премьер Грузии, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ