Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вызовы для автономии Разума

О независимости, солидарности и перспективах украинских университетов
14 декабря, 2010 - 19:12
«ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИВАЯ ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ — ТОЛЬКО ТОГДА В УКРАИНЕ ПОЯВЯТСЯ СВОИ КЕМБРИДЖИ, ОКСФОРДЫ И ПОДОБНЫЕ ЦЕНТРЫ. В ЖИВОЙ ЖЕСТКОЙ БОРЬБЕ ЗА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ», — СЧИТАЕТ РЕКТОР ЖИТОМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПЕТР САУХ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На прошлой неделе противостояние «Могилянка» vs Табачник» приобрело новый поворот. Президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит написал открытое письмо высшим должностным лицам страны относительно курса министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника на авторитарную централизацию управления и деградацию науки и образования в Украине. В первую очередь, это письмо касалось образовательных нововведений, предусмотренных проектом Закона «О высшем образовании». В семи пунктах Сергей Квит изложил основные предостережения, которые видит могилянское сообщество в проекте (письмо вы можете прочитать на сайте университета www.ukma. kiev.ua). Вскоре (уже тогда, когда Дмитрий Табачник из министра образования и науки «превратился» в министра образования и науки, молодежи и спорта) появилось еще одно обращение — в поддержку могилянцев выступил ректор Украинского католического университета о. Борис Гудзяк. «Министерство должно было бы изучить образовательную систему НАУКМА и через содействие соответствующему реформированию законодательной базы распространить ее опыт на всю сферу высшего образования. Вот почему удивляет, что в действительности в Украине имеет место обратная тенденция: оригинальные образовательные феномены втискивают в прокрустово ложе несовершенного закона», — написал о. Гудзяк. Вот, собственно, и все. Больше никакой публичной реакции на образовательной ниве.

Что же защищают ректоры НАУКМА и УКУ, и почему их не поддерживают коллеги из других университетов страны?

В сознании большинства украинцев — независимо от того, рабочий ли это, чиновник ли высших рангов — университет возникает как образовательное учреждение. Традиция такого восприятия складывалась годами и своими корнями уходит в советские времена. В западноевропейской традиции другое представление об университете (или же высшей школе) — это концентрат свободного Разума, точнее, инструментарий, которым обеспечивается функционирование Разума. Конечный результат деятельности университета — формирование личности, способной к самостоятельному критическому мышлению. У «Дня» особенные отношения с университетами. Недавно в Остроге при участии главного редактора газеты прошла интересная дискуссия о социальной миссии университета в Украине. Основным ее тезисом стала мысль о том, что на сегодняшний день фактически ни одно из высших учебных заведений страны не выполняет свою миссию с точки зрения европейской традиции — не формирует независимого компетентного интеллектуала как важного социального персонажа. Таким образом, деятельность вузов сводится к выдаче дипломов, и счастье, если в насквозь коррумпированном учреждении сформируется личность с широким мировоззрением и самостоятельным критическим мышлением.

Однако перекладывать ответственность исключительно на отдельных ректоров или чиновников тоже было бы ошибкой.

 

Окончание на стр. ТЕМА «Дня»
Ольга РЕШЕТИЛОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ