Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Я — школьник

Привыкать к новому статусу в этом году будут 390 тысяч первоклассников. Как облегчить адаптацию?
31 августа, 1996 - 19:00

Сегодня, 1 сентября, День знаний отметят во всех учебных заведениях Украины. По данным Министерства образования и науки Украины, впервые в школу в этом году пойдет 390 тысяч детей, что на 13 тысяч больше, чем в прошлом году. Отныне они будут носить почетное звание школьника, которое дает определенные права и обязанности. Но волнует первоклашек больше то, как их воспримут в классе, хорошие ли учителя будут преподавать и найдут ли новых друзей. На взгляд психологов, чтобы первоклассникам было легче адаптироваться к новой обстановке и преодолеть все эти страхи, им нужно внимание и поддержка родителей. Как именно это сделать, «Дню» рассказала социальный педагог, психолог Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента Екатерина ОВЧАРЕК.

— Пани Екатерина, каким образом можно облегчить адаптацию первоклассников в школе?

— Сегодня первоклашкам проще адаптироваться в том плане, что их готовят к школе еще в подготовительной группе детского садика или водят в так называемые нулевые классы. Большая роль отведена родителям, которые должны быть в курсе того, чем занимаются дети, то есть они должны проявлять интерес к тем заданиям, которые ребенок получил в школе, оценивать словесно (получилось — не получилось) его старания, выполняя вместе домашние задания. Многому учат родителей и учителя младших классов, проводя классные собрания, работая с родительским комитетом, который может организовывать какие-то внеклассные мероприятия, где дети общаются вместе с родителями. У первоклашек долгое время остается чувство единения с родителями, которое должно перейти на стадию дифференциации, когда ребенок начнет различать, где он живет сам по себе, где он ученик, а где — член семьи. Когда у маленького человека появляется новая идентичность, например, «я — школьник», он по-другому реагирует на отделение от своих папы и мамы. Общая рекомендация для всех родителей — больше интересоваться жизнью детей в русле школы, лучшей адаптации не найти.

Множество споров возникает по поводу того, с какого возраста — шести или семи лет, лучше отдавать ребенка в школу. Возраст психологической готовности наступает после семи лет, тогда ребенку легче настроиться даже физиологически, в частности с такими процессами, как память, мышление, внимание. Так, не каждый шестилетний ученик сможет сосредотачивать внимание на уроке в течение 45 минут, он выдержит максимум полчаса, а потом ему нужен игровой перерыв. Поэтому вопрос о возрастных периодах ученые пересматривают каждые семь лет, потому что и времена меняются, и дети становятся другими — имеют совсем другую активность, иначе воспринимают информацию, в частности технологическую. А вот психологическая готовность, проявляющаяся в познавательной активности, наступает с шести лет. Поэтому родителям нужно продумать для первоклассника более-менее щадящий режим, чтобы была возможность поиграть, отдохнуть и восстановить силы. Также следует обращать внимание на питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, а перед началом обучения ребенка следует оздоровить, чтобы в течение года ему хватало ресурсов, то есть сил и вдохновения, для учебы. Своеобразную адаптацию могут переживать и школьники, перешедшие в пятый класс, когда идут учиться, так сказать, ко всем учителям. Но трудности возникают тогда, когда ребенок полностью меняет класс, и если коллектив остается тот же, эмоциональный стресс почти отсутствует.

— Иногда детей отправляют в школу еще в пятилетнем возрасте, готовы ли дети к такому испытанию?

— Так работают только те школы, где в первых классах преподают отдельные предметы, например, математику, письмо или природоведение, а не весь комплекс дисциплин, потому что дети в пять лет просто не в состоянии все это запомнить и выучить. Конечно, родителям виднее, есть ли у ребенка физические и психологические возможности потянуть обучение с такого раннего возраста. Ведь даже если ребенок перегружен, а по характеру вежливый и послушный, он никогда не пожалуется родителям, что где-то не успевает и чего-то не хочет делать. Но внешне это будет проявляться, например, в том, что ребенок будет болеть. В моей практике был случай, когда у девочки развилась аритмия сердца. Ее родители еще с первого класса водили в музыкальную школу, школу искусств, на спортивные секции и в другие кружки, а ребенку не хватило такого переходного эмоционального состояния, где бы он мог переключиться с одного вида деятельности на другой, а также побыть в детстве.

— Настраиваются ли морально родители на то, что их ребенок с этого времени уже школьник?

— Образ жизни всей семьи с этого момента меняется, поскольку семья — это системное явление, и перемены в жизни одного члена семьи вызывают перемены и у других. Готовы ли к этому родители — вопрос очень важный, ведь речь идет о том, нашли ли они того человека, который будет присматривать за ребенком, пока они на работе, могут ли они сами уделять время тому, чтобы разбирать с ним школьные задания, а также быть близкими к ребенку в новом виде его деятельности, то есть учебе. Также важно, смогут ли родители организовать целенаправленную учебную деятельность ребенка и чередовать ее с отдыхом, например, вместе проводить выходные. В дошкольных заведениях социальные педагоги иногда психологически готовят родителей детей, посещающих подготовительную группу, к тому, как они будут заниматься ребенком во время его обучения в школе, в частности, как реагировать, когда ребенок не захочет идти на уроки. Иногда это бывает из-за того, что ему тяжело адаптироваться в новом коллективе. Если в семье благополучная атмосфера, то родители найдут необходимые слова и объяснения, чтобы их ребенок чувствовал себя уверенно даже в новой обстановке. А если каждый живет сам по себе, то адаптироваться будет сложно.

— Определенные новации в обучении ждут и учеников старшей школы, например, появление совсем новых предметов, которые до них еще вообще никем не изучались. Может ли это причинить какой-то стресс ученикам?

— Экспериментальные программы были всегда, и это хорошо, что они постоянно пересматриваются, потому что они отвечают требованиям современности. Но большинство новых предметов не основные, а второстепенные, помогающие школьникам определить свою профессиональную ориентацию. Прежде всего, это предметы по экономике, праву, здравоохранению и тому подобное. И такие предметы не вызывают никаких трудностей или стрессов, потому что речь уже идет не о шестилетних детях, а о подростках, которым намного легче приспосабливаться к новациям. Вообще школа для каждого ребенка имеет свое значение. Для тех, кто много времени посвящает учебе, школа — это значимая часть жизни. А вот с какими индивидуальными эмоциями и переживаниями она связана, каждый сам определяет для себя. Важно, чтобы школа была хорошим и позитивным ресурсом детства, чтобы в зрелом возрасте вспоминалось, как легко давалась учеба, каким теплым и дружным был коллектив. Но самое главное, что должен почувствовать школьник — что его любят не за оценки и успехи, а за то, что он есть.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ