Двумя докладами о будущем Беларуси озадачил на днях страну президент Александр Лукашенко — программной речью на республиканском совещании по аграрным вопросам, а затем — посланием к парламенту и народу.
В двухчасовой речи Лукашенко в парламенте нашлось место и для определения отношений с Украиной: «Для Беларуси столь же важно на всех уровнях крепить сотрудничество с Украиной. Сегодня уровень белорусско-украинских отношений явно недостаточен. И в ближайшее время мы с Кучмой это исправим», — вот, собственно, и все, что сказал президент о втором партнере Беларуси после России.
Исправить это президенты, наверное, могли и раньше — долгожданная встреча на границе в Бресте неоднократно провозглашалась нетерпеливыми журналистами, но дата не называлась.
Зато партнер номер один — Россия — по-прежнему занимает главное место в речах президента. Причем, по мнению Лукашенко, создание союзного государства с Россией только укрепляет независимость и суверенитет. Ожидаемый в воскресенье избранный президент Владимир Путин, как ожидается, разъяснит Минску свое видение совместного будущего. Однако уже до этого визита Москва показала признаки нового понимания интеграции: фактически реанимировала таможню на едином пространстве, не желая отдавать пошлины в бюджет союзникам.
Вообще говоря, перемены стране не нужны — таков лейтмотив программных речей президента Беларуси.
«В трудные моменты никто ничего не ломает и не реформирует. Реформы — это деньги, которых у нас нет... Идеи разрушить колхозы подброшены «из- за бугра», чтобы сломать наше сельское хозяйство», — сказал Лукашенко. Хотя спад производства в аграрном секторе Беларуси за десять лет составил 50 процентов при изношенном техническом парке и размывании финансового состояния хозяйств. В прошлом году урожай зерна упал до самой низкой отметки — 3,8 миллиона тонн при том, что Лукашенко прогнозировал 7,3 миллиона тонн.
В эмоциональной манере Лукашенко отверг возможные реформы, которые бродят в умах «некоторых горячих голов» и, по сути, призвал аграриев сохранить колхозы, не преобразовывая их в акционерные общества или кооперативы, как это предполагал сделать Минсельхозпрод до 1 июня текущего года.
По запальчивому тону последних выступлений Лукашенко очевидно, что к реформам его подталкивают не только традиционные «враги» — ненавистная оппозиция или враждебный МВФ — но и его же соратники — губернаторы, правительство, аграрии и промышленники.
«Вы на меня, некоторые, искоса смотрите... Я вас нутром чувствую», — обратился Лукашенко к присутствующим на аграрном совещании, отобранным чиновникам и руководителям самых передовых хозяйств.
Спустя несколько дней белорусский президент откровенно заявил парламенту, что все призывы к реформированию могут привести к возникновению второй оппозиции. И, возможно, для Лукашенко этот «внутренний фронт» — растущее среди промышленников и аграриев понимание экономической неэффективности политического режима в Беларуси — таит больше опасности, нежели активисты нескольких партий, периодически выводящие людей под свои знамена на акции протеста.
Впрочем, рецепт терапии от Лукашенко и на этот раз традиционно прост: «Надо работать до посинения».