Сегодня Юрию Николаевичу Щербаку — известному публицисту, дипломату, доктору медицинских наук, нашему постоянному автору, эксперту и просто другу «Дня» — исполняется 77 лет. Мы позвонили пану Щербаку, чтобы поздравить его с днем рождения, и, конечно же, не могли не затронуть не очень праздничную, но крайне актуальную тему — осуждение Юлии Тимошенко.
— Юрий Николаевич, как вы оцениваете ситуацию с приговором бывшему премьер-министру?
— Это один из позорнейших приговоров современной Украины. Он войдет в летопись как символ политической мести и попыток творить совершенно неправедное дело — наказать популярного лидера оппозиции. Поэтому этот приговор обречен стать позорным символом. Он обязательно будет отменен, если не судом, то самой историей. Но я уверен, что его пересмотр будет намного раньше. Приговор Тимошенко станет уроком для всех власть предержащих, когда, в конце концов, они поймут, что есть вещи (моральные святыни, справедливость, законы правды), которые нельзя переступать. Это первый сигнал о превращении Украины в авторитарное государство. Думаю, что на этом история борьбы с оппозицией не завершилась. Конечно, хочется верить, что такой процесс преобразований не пойдет дальше и создастся определенный баланс между противоборствующими сторонами, который никому не позволит брать верх, особенно такими незаконными методами, как мы видели во время этого процесса.
Ситуация ужасна еще и тем, что именно в день вынесения приговора один из важных фигурантов — пан Ющенко — сделал заявление об измене национальным интересам, забыв только сказать, какую роль он сыграл в этих газовых сделках. То, что он отрицает свою роль, не означает, что когда-то история не вернется к рассмотрению его роли в этом процессе. Ему как бывшему соратнику Тимошенко, которая для него сделала очень много, стоило бы продемонстрировать более нравственное поведение. По крайней мере, выразить какую-то солидарность, ведь никто не знает, что его ожидает на сложном пути, который сейчас нам приходится проходить.
— Какие могут быть последствия с международной точки зрения? Не означает ли это, что Украина приближается к российско-белорусскому пространству?
— Это пространство, конечно, в известной степени расширилось, потому что мы стали на тот же путь, что и Россия по делу Ходорковского, а Беларусь — по делу многих оппозиционеров. Нам нечем гордиться, поскольку это позорный путь авторитаризма и беззакония. С другой стороны — это не означает победу «Русского мира», так как в нашей стране еще существует большой потенциал сопротивления всем этим процессам. Самое важное, что правящий режим чувствует огромную опасность, исходящую сегодня от России и лично от Путина. Поэтому вряд ли он пойдет на такую самоубийственную акцию, как полный разрыв отношений с Европой. Это было бы самоубийством для него. Что касается реакции Европы — она будет абсолютно негативной. Многие точки над «і» будут расставлены, но это не означает, что Европа немедленно отдаст Украину остракизму или изолирует, как это она сделала с Беларусью. Потому что сейчас как раз разворачивается новый виток геополитической борьбы за Украину в мире. К этой борьбе присоединяются Соединенные Штаты и Евросоюз, который не хочет, чтобы хмурая тень «Русского мира» или Евразийского союза упала на его границу. И чтобы Украина со своим огромным потенциалом была отторгнута от европейского пространства и стала провинцией новой восстанавливаемой Путиным евроазийско-российской империи.
— На что рассчитывает власть, ведь сейчас Украина ведет сложные переговоры с Евросоюзом — относительно ассоциации, свободной торговли, а с Россией — относительно пересмотра цен на газ?
— Я думаю, что у нее нет какой-то осмысленной политики. Это просто весьма субъективное, низкое желание напугать политических соперников, сломать оппозицию и выбросить Тимошенко на маргинес политической жизни. С другой стороны, я не верю, что они такие невежды, что не понимают, какой реакции Евросоюза подвергают Украину. Даже если эти соглашения, о которых мечтает команда Януковича, будут подписаны, это не будет означать, что страны ЕС, учитывая процесс над Тимошенко, Луценко, другими политическими противниками режима, будут их ратифицировать. Разумеется, позиции Украины ухудшатся в Европе. Маленький пан Киреев, который, очевидно, не понимает роль, которую ему навязали, войдет в историю отношений Украины с ЕС как некий маленький Герострат, желавший прославить свое имя какими-то постыдными поступками. Но думаю, что, в конце концов, желание режима Януковича быть в экономической сфере Евросоюза перевесит. Не верю, что там не найдется нормальных людей, которые поймут, что лучше: идти на обострение отношений с ЕС или найти выход из этого тупика.
— Обозначает ли приговор Тимошенко консервирование политической ситуации, когда альтернатива нынешней власти не будет иметь шанса?
— Они борются с любой альтернативой. После приговора они уже понимают, что единственный шанс избежать суда относительно самих себя, а такая ситуация неумолимо придет, остаться у власти — иметь совершенно безальтернативную позицию, когда никакие избиратели или парламентские гонки не влияют и не могут повлиять на ситуацию, когда будет легко и комфортно оставаться у власти столько, сколько они себе нарисуют — 10, 20 или 180 лет. Это им так бредится. Но на самом деле ситуация настолько переменчива и неустойчива в мире, что им не удастся достичь стабилизации при таком «взбудораженном» обществе, его распределении на два лагеря, когда 60% считают процесс над Тимошенко совершенно неправильным и незаконным, а 30% — законным. Думаю, что при ненависти и недоверии к власти со стороны общества — долго пробыть так называемой «стабильной» ситуации не удастся.
— Юрий Николаевич, отходя от темы Тимошенко, поделитесь с читателями своими планами? Над чем сейчас работаете, чему посвящаете себя?
— Ваш звонок застал меня как раз во время работы. Я сижу над рукописью своей второй книги — продолжением книги «Час смертохристів», вышедшей в этом году в издательстве «Ярославів Вал», которая, надеюсь, нашла свой путь к сердцу читателей. Я пишу вторую книгу из этой саги об Украине 2079 года. То есть в настоящий момент я нахожусь в 2079 году...
— И какая же Украина 2079 года?
— Украина после большого взрыва, большой темноты живет ожиданием восстановления света и возобновления электронного, энергопитания. То есть Украина, начинающаяся с чистого листа, Украина, находящаяся в зоне зеро — в нулевой зоне времени. На эту тему и фантазирую.