Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За что нас хвалят?

12 февраля, 2007 - 20:07

Мюнхенская конференция по вопросам политики безопасности еще долго будет будоражить умы землян. Она может повернуть нашу планету к миру, но может и еще больше обострить ситуацию. Интересно, что аналогичные последствия она может иметь также и для украинско-российских отношений.

Выступая в мюнхенской дискуссии и отвечая на вопросы ее участников, российский президент Владимир Путин дал внешне очень лестную характеристику действиям Президента Украины Виктора Ющенко в ходе российско-украинского газового кризиса 2005 года.

Цитируем по официальному сайту российского президента: «Напомню вам, и здесь напротив меня сидит мой коллега, Президент Украины, он это знает так же, как и я: до прошлого года, пока мы с ним в трудной дискуссии не приняли соответствующих решений, поставки наших энергоносителей, прежде всего газа в Европу в течение 15 лет, зависели от того, договорятся ли Украина и Россия между собой по условиям и по ценам поставок нашего газа в саму Украину, а если не договорятся — все европейские потребители сидели бы без газа. Такая ситуация вас устраивает? Думаю, нет. И несмотря на все скандалы там и прочее, защиту интересов, борьбу мнений и так далее, мы смогли договориться с Президентом Ющенко. Я считаю, что он принял ответственное, исключительно правильное, абсолютно рыночное решение: мы подписали контракты отдельно на поставку в Украину нашего газа, и отдельно — на транзит в Европу на пять лет вперед. Спасибо нам нужно сказать — и нам, и Украине, за это решение. И за ваш вопрос спасибо, вопрос — хороший».

С точки зрения европейца здесь, возможно, все правильно. Европе, по большому счету, глубоко безразлично, отойдет ли Украина или нет от навязанной ей в свое время руководителем РАО «Газпром» Рэмом Вяхиревым формулы, когда-то казавшейся грабительской, а в нынешних условиях представляющейся спасительной для Украины. Если ее придерживаться, то цена российского газа для нашей страны оказывается намертво увязанной постоянным соотношением с тарифом на прокачку российского газа, экспортируемого через украинскую территорию в Европу. Растет цена и пропорционально растет тариф и наоборот. И никто ничего не теряет. Железная смычка этих показателей не могла бы быть нарушена без согласия глав государств. И, казалось бы, Виктор Ющенко не должен был идти на этот шаг, ведь он хорошо понимал, чем является для Украины дешевый газ. Но все же, если верить Путину, пошел на этот шаг. И это хорошо видно из цитируемого тут текста.

Так что в Украине этот более чем осмысленный абзац нуждается в тщательном глубоком анализе. И не спроста в парламенте уже раздаются голоса в пользу создания специальной следственной комиссии, которой предстоит определить, были ли и ради чего преданы национальные интересы Украины в ходе упомянутого газового кризиса. Какие вопросы следует при этом поставить. Во-первых, правду ли говорит Путин, то есть действительно ли решение об отделении цены на газ от цены транзита принималось Президентом Украины? Не пытается ли таким образом уходящий со своего поста российский президент увести с собой также и украинского коллегу? Ведь такая информация, а вернее такая похвала в его адрес — это прямой повод для грандиозного скандала в Украине, где повышение газовых цен повлекло также и прыжки жилищно-коммунальных тарифов. Судя по высказыванию Путина, основу для всего этого заложило «исключительно правильное, абсолютно рыночное решение».

Впрочем, у Президента страны в этой ситуации может быть мощное оправдание. Помнится, в тот период он действительно много говорил о том, что Украине следует жить по рыночным правилам, по рыночным ценам и тарифам. Может быть, он рассчитывал на то, что в ходе переговорного процесса все же удастся добиться также и рыночных тарифов на транзит газа по украинской территории? В этом случае список вопросов требуется дополнить. Почему этого не удалось сделать? Какие аргументы были приведены в пользу того, что цены нужно делать рыночными, а тарифы можно оставить практически без изменений и, к тому же, гарантировав их неизменность (в отличие от цены на газ) на протяжении пяти лет? Кто предоставил Президенту искаженную информацию?

Еще одна версия может состоять в том, что вся проблемность газового соглашения с Россией для нашего Президента не была каким-то секретом и на это хваленое Путиным соглашение он пошел исключительно для того, чтобы не создавать проблем для зависимого от российского газа Евросоюза, а также надеясь на какие-то обещания о том, что Украина будет вот-вот в него принята... Теперь, когда сам Ющенко называет в качестве оптимальной даты для этого вступления лишь 2017 год, возникает также и вопрос: а стоило ли ради этого уступать в газовом торге и обрекать страну на тяжелую и, похоже, неразрешимую жилищно- коммунальную дискуссию? Может быть, с дешевым газом она прошла бы гораздо спокойнее и не угрожала бы стране ни неплатежами, ни непредсказуемой самообороной имени экс-милиционера Луценко?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ