Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«За едУ»-2?

23 мая, 2005 - 21:34

В минувшее воскресенье Президент Виктор Ющенко, премьер Юлия Тимошенко и спикер Владимир Литвин на Чернечей горе в Каневе заявили о намерении объединить усилия возглавляемых ими политических сил — Народного союза «Наша Украина», «Батьківщини» и Народной партии — на будущих парламентских выборах. По словам В.Ющенко, сегодня «оригинально быть вместе, неоригинально — идти порознь на выборы 2006 года». Президент также призвал не делить «то мировоззрение, с которым мы шли и боролись» на «політичні коморки». И выразил уверенность в том, что этим трем политическим силам «истинно принадлежат» «оранжевая революция, ценности, с которыми мы шли на киевский Майдан».

Кстати, интересно, когда эти три политические силы успели приватизировать ценности оранжевой революции? Особенно НСНУ, которого в дни революции еще даже не существовало? Впрочем, Президент, наверное, просто оговорился. Он, конечно же, хотел сказать, что «оранжевая революция, ценности, с которыми мы шли на киевский Майдан» принадлежат народу, тем людям, которые в течение многих лет не соглашались с лицемерием власти, а потом много дней стояли там, чтобы теперь Виктор Андреевич сотоварищи мог сидеть во властных креслах...

Будущие партнеры Президента по предвыборной коалиции могли бы его поправить (может же глава правительства спорить с главой государства на совещании с российскими нефтетрейдерами!). Но почему-то этого не сделали. Очевидно, были погружены в какие-то свои мысли. Вместо этого Юлия Тимошенко сказала, что в годовщину перезахоронения Шевченко «неудобно думать о чем-то мелочном, о какой-то суете, интригах, которые мешают работать команде». (Судя по всему, именно об этом присутствующие в тот момент и думали.) Владимир Литвин в свою очередь добавил, что нужно «не только клясться в верности Тарасу Шевченко, но жить и любить Украину, так, как ее любил Тарас Григорьевич, а также консолидироваться в главном, принципиальном»...

История, как принято считать, повторяется дважды. Первый раз — в виде трагедии, второй — в виде фарса. Коллеги-журналисты уже успели окрестить гипотетический альянс Президента, премьера и спикера «каневской тройкой». На самом деле у нынешнего «союза трех» с созданной перед президентскими выборами 1999 года оппозиционной «каневской четверкой» общего — только, так сказать, географический фактор. В остальном же это совершенно разные вещи. «Каневская четверка» была шансом изменить сценарий, который на тех выборах реализовывала тогдашняя власть. Коалиция же НСНУ, «Батьківщини» и Народной партии — если она будет создана, что тоже еще не факт — не что иное как консолидация админресурса для удержания власти. То есть практически то же самое, что делала прежняя власть перед парламентскими выборами 2002 года. Поэтому теперешняя коалиция гораздо больше напоминает блок «За единую Украину», — такая себе «За едУ»-2. Сходство усиливает присутствие в ней Владимира Литвина — «первого номера» избирательного списка «Еды» образца 2002 года...

К слову, Владимир Михайлович — фигура, не просто ассоциирующаяся с «вчерашней» властью, хоть и вовремя сменившая политическую ориентацию. На сегодняшний день, несмотря на то, что сам г- н Литвин всячески отрицает свою причастность к «делу Гонгадзе», его роль в этом деле еще не до конца прояснена. Тем не менее Президент «приглашает» спикера в свой блок. Значит ли это, что он берет на себя ответственность за его грехи, если таковые были? Или же все проще: соображения политической целесообразности превалируют над соображениями морали?

Несколько смущает и время, выбранное властью для озвучивания своих предвыборных планов. И дело даже не в том, что до официального начала избирательной кампании осталось более полугода. Дело в достаточно непростой ситуации в стране, которую, к примеру, партия «Трудовая Украина» называет политическим кризисом. «В Украине разворачивается политический кризис как следствие экономического кризиса, — говорится в обращении «трудовиков» к председателю Верховной Рады с предложением созвать 24 мая внеочередное заседание парламента. — Мы предупреждали, что выполнение нового бюджета 2005 года разрушит нашу экономику. Сегодня инфляция уже достигла годовой отметки, скрытый дефицит бюджета составляет 16 миллиардов гривен...» Ответа на эти и другие животрепещущие вопросы ждут не только политические оппоненты, — их ждут и избиратели...

Похоже, Виктор Ющенко попал в ловушку собственной кадровой политики. Негативные последствия формирования властной вертикали по так называемому квотному принципу уже сказываются. Это должно было бы стать для Президента основанием к пересмотру некоторых механизмов принятия решений, в том числе и относительно создания будущей избирательной коалиции. Однако новая власть, по-видимому, рассчитывая выиграть выборы-2006, вынуждена ставить на старые административные методы. К слову, степень «прозрачности» «новой» властной политики, как в капле воды отразилась в ситуации с «утечкой» информации о якобы угрозе отставки Юлии Тимошенко. На наш взгляд, в этом пиар-скандале главное даже не то, предлагал Президент премьеру идти бить в барабаны и дудеть в дудки вместе с оппозицией, или не предлагал. Главное, как говорится, — детали: кто на самом деле «разруливает» «бензиновый кризис», и на каких условиях, с кем и зачем встречался секретарь СНБОУ и т.п.? Эти детали красноречиво свидетельствуют: вопреки декларациям о прозрачности и открытости, властная политика по-прежнему осуществляется «под ковром».

Никто не сомневается, что для Виктора Ющенко, как и для многих украинцев, Тарасова гора — это святое место. Есть люди, которые в этот день приходят туда в течение 30 лет. Но правильно ли соединять эти порывы души с правительственными кортежами?..

«Важнее любых принципов»

Василий СТОЯКИН, директор Центра политического маркетинга:

— Сами по себе заявления в Каневе были связаны с вылезшим наружу острым конфликтом между Президентом и премьером. То есть, надо было показать, что эти противоречия не носят глобального характера: они связаны с решением одного-единственного хозяйственного вопроса и ни в коем случае не отражаются на цельности провластной коалиции и перспективах этой коалиции перед выборами 2006 года.

Что касается выбора места, где было сделано это заявление, то мне кажется, что он все-таки был правильным. Хотя и существуют ассоциации, связанные с «каневской четверкой», но выбор был сделан в духе действующего Президента: вспоминать о делах былинных, древних, опираться на силу старых авторитетов.

Что касается перспектив этой коалиции, то здесь я хочу напомнить исторический факт — слова Иосифа Виссарионовича Сталина: «Бухарина хотите? Не получите вы крови Бухарина!». Собственно, слова Ющенко и любые декларации, которые провозглашает сейчас Тимошенко и не выполняет Литвин, следует рассматривать именно в этом контексте. То есть, сейчас они большие друзья. А ближе к выборам — посмотрим. Впрочем, я склонен верить, что к выборам 2006 года они смогут подойти в виде единого блока, потому что сам ход и результаты избирательной кампании 2004 года показали, что для них власть важнее любых моральных принципов и любых идеологических основ.

Хочу также заметить, что за последнюю неделю совершенно четко обозначилась идеологическая несовместимость не Мороза с правым блоком, о чем раньше много говорилось (как раз позиция Мороза с самого начала была понятна), а полная идеологическая несовместимость Ющенко и Тимошенко. Тимошенко на поверку оказалась большим коммунистом, чем Мороз, а местами большим, чем сам Петр Симоненко. А Виктору Андреевичу это все крайне неприятно. И я думаю, что конфликты между либерал- консерватором Ющенко и «коммунистом» Тимошенко будут продолжаться и дальше.

Что касается Литвина, то тот же кризис во власти, который произошел в последнюю неделю, наглядно показал, что новая «народная власть» без старых антинародных менеджеров обойтись не может. Это способ ассимилировать часть старой управленческой номенклатуры в новый режим и придать этому режиму черты определенной респектабельности. Но вот другая часть окружения Ющенко — в частности, Юлия Тимошенко — судя по всему, не очень этого хочет. Тимошенко с самого начала, насколько я понимаю, была сторонником полного уничтожения прошлого властного режима и, по возможности, его носителей. И ей, кажется, не нравится перспектива находиться в одном блоке с Литвином. Во всяком случае, я именно так расцениваю постоянные намеки, которые звучат из уст Шкиля или Омельченко по поводу того, кто Литвин на самом деле...

А у Литвина, что называется, положение — хуже губернаторского. Идти с новой властью — хорошо, но нужно постоянно быть готовым к тому, что им займется Юлия Владимировна. С другой стороны, договариваться с новой оппозицией ему хочется еще меньше, потому что там накопилась к нему масса вопросов, на которые он, скорее всего, не сможет дать аргументированных ответов. А идти на выборы самостоятельно у него возможности есть. Но у него нет ни организационной, ни технологической базы для того, чтобы сделать из Народной партии что-то жизнеспособное. Пока что она живет за счет рейтинга самого Литвина. И живет, прямо скажем, не очень хорошо.

«Около власти»

Соцпартия приветствует намерения Президента, спикера и премьера создать единый избирательный блок. Такую позицию в интервью «Дню» выразил второй в СПУ человек, председатель политсовета партии, народный депутат Иосиф ВИНСКИЙ . Похоже, в популярность власти на выборах 2006 года социалисты не верят.

— Какие перспективы, по вашему мнению, будет иметь властный блок, о намерениях создания которого только что заявлено?

— Это абсолютно правильный подход, который будет содействовать политическому структурированию общества. Ведь будет четко видно: это идет власть, это — оппозиция, а это — Социалистическая партия, которая занимает особую позицию по отношению как к одним, так и к другим.

— Но социалисты также во власти. Какая же может быть «особая позиция?»

— Мы около власти, а не во власти. Да, мы имеем нескольких министров, которые попали в правительство за то, что социалисты поддержали Виктора Ющенко. Поэтому перед выборами все должно стать на свои места.

— Значит, Соцпартия и новая власть будут конкурентами на парламентских выборах?

— Да, безусловно, мы будем конкурентами.

— В каком амплуа вы с ними собираетесь конкурировать? Как оппозиционеры?

— Мы будем представлять обществу собственное видение направлений его развития. Наша позиция — бесплатная медицина и образование. Власть этого не декларирует. Мы расходимся с ней в видении статуса русского языка. Мы за Евросоюз, но против НАТО, для власти же НАТО стоит в повестке дня даже впереди Евросоюза.

— С кем вообще возможна блокировка СПУ на ближайших парламентских выборах?

— Мы не будем ни с кем блокироваться, а пойдем самостоятельно. Это решение политсовета — идти самим, выстраивая левоцентристское течение в Украине.

— Альянс с КПУ можно также исключить?

— Этот вопрос мы еще не рассматривали. Но избирательная кампания нас с коммунистами серьезно разделила — геополитически, стратегически и в понимании того, кто есть кто для Украины. Их фактическая поддержка старой власти в лице Януковича для нас не понятна.

— Раньше Соцпартия рассчитывала на протестный электорат. А сейчас?

— Думаете, сейчас нет протестного электората? Есть, и его количество будет нарастать. Потому что ожидания людей большие. Но вопрос не только в протестном электорате. Да, сейчас Кучмы нет, поэтому выстраивать кампанию как жестко протестную мы не будем. Зато будем ориентироваться на тех избирателей, которые понимают разницу между хорошим и еще лучшим.

— Не рановато ли власть начала думать о выборах?

— Виктор Ющенко и его сторонники и не прекращали этого — закончив выборы 2004 года, они приступили к выборам 2006-го. И это правильно. Потому что власть — это политическая структура. И должна понимать: если она хочет остаться и далее, должна ориентироваться на избирательные процедуры. Не на админресурс, а именно на выборы.

— Ющенко уже не впервые заявил, что хочет видеть спикера в числе соратников по избирательному блоку на 2006 год. И это — несмотря на то, что к господину Литвину есть вопрос в контексте дела Гонгадзе. Вас не удивляет эта ситуация?

— О логике Ющенко нужно было бы спросить у него самого.

Спрос на оппозицию

Константин МАТВИЕНКО, корпорация «Гардарика»:

— Власть за это время сделала несколько системных ошибок, показала избирателям, что у нее фактически отсутствует стратегия развития страны, достижения тех целей, которые были провозглашены на Майдане. Украинское общество после оранжевой революции очень чувствительно к таким ошибкам власти, и власть, соответственно, чувствительна к настроениям общества. После скандала при участии российских нефтетрейдеров между Президентом и премьер-министром нужно было срочно посылать какой-то позитивный сигнал обществу. Нашли 22 мая, нашли место — Тарасову гору — и заявили о своем единстве. То есть, подчеркнули, что идеалы Майдана, его единство, сохраняются.

При чем и тут Литвин — тоже понятно, потому что, если он идет именно с этой частью власти, то он, с одной стороны, отбирает голоса у Мороза и передает их этой коалиции. И с другой стороны, демонстрирует сомневающейся части — тем, кто не совсем разделяет «оранжевые» взгляды: власть способна к компромиссам. С этой точки зрения такой шаг был своевременен. Но, учитывая то, что фактически у власти нет стратегии и видения развития общества, я думаю, что они сильно подставляются под критику со стороны оппозиции. Не той декларативной оппозиции, которая у нас есть в лице Партии регионов, СДПУ(О) или коммунистов. Но той, которая может появиться и которая предполагает оппозицию не столько Президенту и премьер-министру, сколько их окружению. Сейчас мы можем говорить о появлении общественной необходимости такого альтернативного оппозиционного проекта, который не будет выступать против Ющенко и Тимошенко, но будет активно требовать стратегии развития общества и активно возражать против тех или иных одиозных, скандальных личностей в окружении Президента и премьера.

Я думаю, что каневские заявления, безусловно, будут иметь перспективы. Хотя в таком блоке будет очень много внутренних противоречий, которые будут касаться мест в списке, каких-то программных вещей. Но этот блок имеет хорошие шансы дожить до выборов и получить весомый процент голосов избирателей. Если же трения между окружением Президента и премьер- министром будут усугубляться, то тогда у Тимошенко есть все моральные основания и хорошие шансы идти самостоятельно и тоже получить достаточное количество голосов. Не меньшее, чем блок, который будет создаваться вокруг Народного союза «Наша Украина». Это понимает президент, который заинтересован в контролируемом парламентском большинстве. И он будет делать все возможное, чтобы сохранить свой политический союз с Тимошенко.

КСТАТИ

Пока продолжалось многотысячное пешее шествие жителей Канева во главе с Президентом от Успенского собора до Тарасовой горы — места погребения Т.Г. Шевченко, сюда же, на Тарасову гору, спешил, отпросившись из больницы, еще один человек — хранительница Тарасовой светлицы, ведущий научный сотрудник Шевченковского национального заповедника в Каневе, заслуженный работник культуры Украины Зинаида Тарахан-Береза. Уже несколько десятков лет она отмечает день перезахоронения Кобзаря и одновременно свой собственный день рождения традиционно одинаково: здесь, на Тарасовой горе, за работой. И даже если бы 22 мая на юбилей к Тарасу не пожаловал Президент, кстати, еще и с миссией поздравить лично ее с днем рождения, она бы все равно была здесь. Не обращая внимания на усталость, запрет врачей (воспаление легких — не шутка), ни на какие визиты высоких чиновников.

Очевидно, на подобных людях, энтузиастах своего дела, настоящих патриотах и держится слово Кобзаря, память о Кобзаре в провинции. Очевидно, из-за отсутствия таких людей в столице, в кабинетах чиновников и существует сегодня досадный факт: масштабные работы по реставрации и реконструкции Шевченковского национального заповедника в Каневе (ШНЗК) по состоянию на январь 2005 года были прекращены. Как сообщил для «Дня» генеральный директор ШНЗК Игорь Лиховый, в госбюджете этого года не предусмотрено ни гривни на капитальные расходы по заповеднику, кроме 9,5 млн. грн. на реставрационные работы только в помещении музея. И то — на вторую половину этого года. В госбюджете почти не учтена потребность заповедника в финансировании расходов на содержание и охрану памятников, объектов и территории, на научные разработки, издательское дело и оплату коммунальных услуг, парализующих полноценную работу персонала по реализации правительственной программы реконструкции Шевченковского национального заповедника и приема посетителей на соответствующем уровне.

— Как смириться с фактом, что в нашем заповеднике в течение месяца была отключена междугородная телефонная связь? — риторически спрашивает И. Лиховый. — Что можно говорить о системной организации работы, поддержании уже существующих и налаживании новых контактов с профильными заведениями, общение с Министерством культуры, художниками, коллекционерами, просто с людьми, интересующимися Шевченковым словом и стремящихся на Тарасову гору — национальную святыню Украины? Тем, кто приезжает к нам, мы предлагаем минимум услуг — экскурсию по территории, осмотр экспозиции плюс немного сувениров. Все. Ни проживания, ни питания, ни туристических услуг другого плана сегодня мы предоставить не можем. А Тарасову гору, между прочим, ежегодно посещает больше ста тысяч гостей — как с Украины, так и с ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы проиллюстрировать отношение государства к общенациональной святыне, которое было при предыдущем руководстве, наведу лишь одну деталь: еще несколько лет тому назад на содержание Шевченковского национального заповедника выделялось столько же, сколько на обычную среднюю школу, — в пределах 500 тысяч гривень в год. Слава Богу, что благодаря таким людям, как Зинаида Тарахан-Береза и ее коллеги, нам удается вести на приличном уровне даже научную работу.

Предположения украинской культурной общественности на участие Президента о скорейшем решении наболевших проблем Шевченковского национального заповедника опираются на стабильный интерес и внимание к этому святому месту со стороны Виктора Ющенко. Визиты в Канев в качестве главы Нацбанка, премьер-министра, а сейчас и Президента дают надежду, что все ключевые вопросы как относительно реконструкции ШНЗ, так и относительно превращения Тарасовой горы и Канева в целом в общеукраинскую Мекку с полным комплексом инфраструктуры как культурного и туристического центра будут решены системно и оперативно.


Евгений БРУСЛИНОВСКИЙ, Канев

Марьяна ОЛЕЙНИК, Наталия ТРОФИМОВА, Владимир СОНЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ