В декабре 1993 года из-за наводнения на реке Тиса М. Решетар понес материальные убытки на сумму 18 млн. 750 тыс. купонокарбованцев (1875 гривен) в связи с подтоплением его дома и подсобного хозяйства. В ноябре 1998 года во время катастрофического наводнения на Закарпатье опять было подтоплено его жилье, более того — неотремонтированное еще после наводнения 1993-го оно получило значительные повреждения и нуждается нынче в капитальном ремонте. Однако «компетентная» районная комиссия пришла смотреть на последствия наводнения для усадьбы господина Решетаря... через 7 месяцев.
Нужно отметить, что в соответствии с Законом Украины «О донорстве крови и ее компонентов» от 25.06.95 г., «лица, награжденные знаком «Почетный донор Украины», имеют право на... получение льготных ссуд на строительство индивидуального жилья за счет целевых средств, которые предусматриваются Национальной и местными программами развития донорства крови и ее компонентов».
На эти уместные строки обращает внимание Виноградовской местной власти и известный юрист края, президент концерна «Серебряная земля» Виктор Бедь, к которому М. Решетар обратился за помощью.
— Даже после наводнения разделили людей на белых и черных, — сокрушается Миклош Ласлович. — Белые нажились, а черные такими и остались.
Почтения к этому уважаемому человеку никакого. Три года он, пожилой 64-летний человек, бродит по областным и районным властным коридорам за льготным кредитом, который ему и так положен в соответствии с законом Украины о донорстве для восстановления жилья, пострадавшего от стихийного бедствия во время наводнения. Большинство его ходатайств осталось без ответа. Обращался к народному депутату Украины Виктору Медведчуку, который переадресовал выстраданное обращение областным властям, а они... «чутко» порекомендовали обратиться к господину Медведчуку.
Депутат Закарпатского областного совета от Виноградовского района Виктор Черепанин изучал ситуацию с ходатайствами М. Решетаря на месте:
— Этот вопрос на заседаниях в райсовете рассматривался, но о серьезном подходе говорить не стоит — конкретный ответ человеку, спасшему жизнь не одному чернобыльцу или афганцу, не дали. 17 февраля я пытался чего-то добиться для господина Решетаря в райсовете. Из приемной был переадресован в общий отдел, оттуда — к заместителю председателя райсовета Дмитрию Гонтарю. Столкнулся с полным нежеланием решить проблему... Хотя М. Решетар имеет право на получение льготного кредита, потому что после двух наводнений не может сделать ремонт. Когда он спасал многих — это было хорошо, а когда сам остался без продуктов и стройматериалов, Виноградовская районная власть насмехается над ним. Могу сказать одно: местное самоуправление — полностью безответственное, оно гоняет людей по кабинетам, из-за чего в голове гудит, а ничего не решается. Все оттуда идут ко мне, хотя с большинством вопросов мог бы разобраться обычный секретарь райсовета, а не существующий громоздкий аппарат.
Кстати, один литр донорской крови на международном рынке стоит $100. Элементарные математические подсчеты поражают: если бы господин Решетар продавал свою кровь, он мог бы отремонтировать свой дом и не унижаться перед чиновниками, местными «царьками», выпрашивая то, на что и так имеет право.
О правах доноров в нашем государстве рассказала «Дню» председатель областной организации Общества Красного Креста Украины Габриэла Манайло:
— Донорство продолжает оставаться одним из наиболее актуальных государственных вопросов, ведь каким-либо искусственным способом компоненты крови не изготовишь. И Миклош Решетар в этом плане — пример. Потому что наша организация ведет в крае широкую агитацию за бесплатное донорство. Скажем, за 1999 год благодарности от Национального комитета Общества Красного Креста и ценные подарки получили 51 организатор бесплатного донорского движения. А 4632 донорам Закарпатья мы оказали гуманитарную помощь. Состоялись 262 благотворительных пропагандистских мероприятия — дни донора, встречи с ветеранами-донорами, чествование доноров. Каждому донору, имеющему почетное удостоверение, как М. Решетар, мы предоставляем для лечения шприцы, салфетки и лекарства. Господин Решетар — железнодорожник. О нем больше должна заботиться и Львовская железная дорога, к ведомству которой он относится. Хотя нам он вовсе не чужой, свой краянин, ежегодно заботимся об обеспечении его дровами, баллонным газом, гуманитарным продовольствием. Но кредиты, которыми должна заниматься государственная власть, мы не можем дать. Каждому — свое.
О реальной помощи донорам с проекцией на судьбу самоотверженного уникального донора Украины Миклоша Решетаря сообщила «Дню» инспектор Управления социальной защиты населения Закарпатской облгосадминистрации Алла Болонкина: «Донор, имеющий звание «Почетный донор СССР» или «Почетный донор УССР» и подтверждающие документы, получает надбавку к пенсии в размере 3 гривни 32 копейки. Кредиты пострадавшим от наводнения — сугубо компетенция местной власти. Мы должны только хлопотать об этом перед нею».
Следовательно, кредит доверия нашего гражданина к государству оценивается 3 гривнями и 32 копейками. За другие «частности» государство пока ручаться не может.
КОММЕНТАРИЙ
Как сообщили корреспонденту «Дня» Александру МИХЕЛЬСОНУ в Киевском городском Центре крови, ежегодно в столице сдают кровь около 40 тысяч человек. По словам специалистов центра, это гораздо меньше, чем, например, десять лет назад. Правда, с кровью пока проблем нет, и запасы Банка крови позволяют удовлетворять соответствующие потребности. Согласно установленным правительством правилам, за один раз донор может сдать максимум 400 мл. крови (вообще же норма определяется на основании возраста, ряда анализов и медосмотра). Согласно тем же правилам, донору предоставляется завтрак в виде чая с булочкой и, по желанию, обед либо эквивалентная его стоимости сумма в национальной валюте. Заработать на жизнь донорством у нас сложновато, так как сдавать кровь можно раз в два месяца, а за сдачу крови уплачивается «целых» 20 гривен. Доноров, сдающих кровь бесплатно, в центр приходит около 50% от общего числа. Слово «донор» не зря значит «дарящий», и практически во всем мире кровь сдают безвозмездно. Согласно мировой статистике, доноры, желающие сдать кровь бесплатно, реже всего являются носителями тех или иных болезней. Те же, кто желает получить какой-то доход, составляют более опасную в этом смысле категорию, однако положение дел в нынешней Украине не позволяет расширить практику бесплатного донорства. Излишне говорить, что работе центра мешают ставшие уже стандартными проблемы, присущие всей нашей системе здравоохранения. Зарплаты в 140—190 гривен тут не компенсируются ставшими привычным явлением в медучреждениях «подарками» врачам от пациентов и их родственников — не станет же человек, и так фактически безвозмездно помогающий другим, давать взятку за возможность оказать такую помощь...