Вчера политики, эксперты и журналисты продолжали обсуждать и анализировать «репетицию честных выборов», которая прошла в выходные на площади возле Центральной избирательной комиссии и в самом здании ЦИК. Разбираться, кто, кого, чем и почему бил, — это дело правоохранительных органов. Но совершенно очевидно, что применение в предвыборной борьбе силовых методов дискредитирует избирательный процесс в Украине, дает основания отдельным аналитикам допускать возможность непризнания результатов народного волеизъявления как в стране, так и за ее пределами, способствует нагнетанию напряжения в обществе, и без того уставшем от выборов. Очевидно также, что подобный сценарий не выгоден ни одной из противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в легитимности своей будущей власти. Поэтому хотелось бы надеяться, что уроки «репетиции» будут учтены в день голосования и в ночь подведения его предварительных итогов.
В ходе широко анонсированной субботней акции в поддержку Виктора Ющенко «Сила народа против вранья и фальсификаций» одним митингом на площади перед Центральной избирательной комиссией дело не ограничилось. После его окончания под стенами ЦИК и в самом здании произошли драматические события, которые подтвердили худшие опасения наблюдателей относительно возможных провокаций в день голосования 31 октября и в ночь подведения результатов выборов.
Послушать своего кумира, по оценкам оппозиции, собралось до ста двадцати тысяч человек. По данным Центра общественных связей Главного управления МВД Украины в Киеве — около 13 тысяч.
С момента воссоединения колонн до момента появления перед ними «народного кандидата» прошло чуть больше получаса. Ожидание скрашивала демонстрация предвыборных роликов Ющенко, смонтированных в один фильм. Произведенный ними эффект сам кандидат закрепил вполне конкретной, вопреки оппозиционным традициям, риторикой. Нелестно отзывался о социально-экономической программе правительства, противопоставляя ей собственные обещания. Недвусмысленный сигнал Ющенко послал коллегам-политикам: «Мы нашли общий язык с ответственными политсилами и создадим правительство народного доверия. Подчеркиваю: там будут представители разных политсил». И еще: «Сильная демократия лепится миллионами человеческих рук, к этому должны быть причастны все — правые, левые, республиканцы, консерваторы, аграрии и либералы». Тем же, кто намека не поймет и присоединиться не пожелает, пригрозил: «За каждое преступление, даю слово, ответите по закону. Придет время!»
Собственную кандидатуру на роль «консолидатора» нации Виктор Ющенко предложил весьма откровенно: «Существует только одна формула — победа единого кандидата. Я вас прошу поддержать единого кандидата от оппозиционных сил».
Однако основные усилия были направлены на формирование электоральной сознательности. Виктор Андреевич призывал заранее проверить наличие своей фамилии в списках избирателей, обязательно принять участие в голосовании, а также не покидать участки после их закрытия, ожидая обнародования «правильных результатов». Правда, подчеркнул при этом, что «выбор мы утвердим в мире и спокойствии». Потренироваться в «контроле за ЦИК» своим сторонникам лидер предложил немедленно.
Проведение акции совпало — возможно, случайно — с важным заседанием ЦИКа. Семь суток до выборов — предельный срок для формирования участков за пределами страны. Именно определением их количества и месторасположения на территории РФ центризбиркомовцы пытались заняться с самого утра. По их мнению, таковых должно быть 420. А вот по мнению депутатов от «Нашей Украины», которые работе ЦИКа, в своей обычной манере, активно препятствовали, достаточно десяти—двенадцати. «Нашеукраинцы» ссылались на опыт предыдущих парламентских выборов, когда в России функционировало всего четыре участка, но и желающих изъявить свою волю оказалось немного. Оппозиционеры убеждали, что каждый новый участок — это дополнительная возможность фальсификации в пользу «провластного кандидата». По их подсчетам, такие фальсификации способны дать в сумме до миллиона голосов.
Успешно сорвав утреннее заседание Центризбиркома, парламентарии из «Нашей Украины» переключились на контроль за отправкой уже готовых бюллетеней за рубеж. Проявив завидное упорство, даже «уговорили» главу ЦИК Сергея Кивалова вскрыть одну из пачек для проверки документов на предмет их легитимности. К явному разочарованию проверяющих, нарушения не обнаружились, однако конфликт на этом не исчерпался.
Позже депутаты из фракции «Регионы Украины», также присутствовавшие при отправке бюллетеней, рассказали журналистам, что энное количество пачек, предназначенных на «экспорт», просто …исчезло, предположительно — не без вмешательства представителей оппозиции. Цель понятна — препятствование созданию за границей тех самых дополнительных избирательных участков.
Итак, когда В.Ющенко попросил присутствующих не расходиться, дабы продемонстрировать ЦИКу «свою силу» и «проконтролировать принятие решения», в пикет перед крыльцом Центризбиркома собралось не более полутора тысяч человек. Милиция на всякий случай прибегла к повышенным мерам безопасности: весь передний фасад был оцеплен, а вход закрыт металлическими ограждениями. В результате народным депутатам и журналистам, желающим пробиться внутрь, приходилось в буквальном смысле «просачиваться между прутьями». Тем не менее, формальный конец акции «Сила народа» стал, по сути, началом ее «неформальной» части. С отъездом Виктора Ющенко на площади у стен ЦИК начались бесчисленные провокации, в которых позже оппозиция обвинит власть, а власть, в свою очередь, — оппозицию.
Еще в половине пятого вечера внутри самого здания Центризбиркома все было спокойно: скучающие депутаты, преимущественно от «НУ», ходили по залу, ожидая продолжения заседания. Однако уже через пару минут послышался звон битого стекла. В окна парламентского комитета по вопросам информации и свободы слова, находящегося на том же этаже, полетели камни. Осколками стекла оцарапало одного из сотрудников. На первом этаже также были разбиты несколько стекол, а под стенами здания дымились тротиловые шашки, внутрь, слава Богу, не попавшие. Депутаты утверждали, что хулиганство совершили провокаторы, умело замаскированные под сторонников Ющенко. Так или иначе, но с высоты второго этажа было отчетливо видно, что все действия осуществляли люди с малиновыми лентами на рукавах. Точно такие же опознавательные знаки были у активистов штаба Ющенко, часом ранее следивших за порядком на площади.
Ближе к 11 часам вечера пикет около ЦИК насчитывал уже не более сотни человек. Дальнейшие события Центр общественных связей Главного управления МВД Украины в Киеве комментирует следующим образом: «Около 23.00 ...со стороны ул. Кутузова и бул. Дружбы Народов к гражданам, стоящим у ЦИК, быстрым шагом приблизились около 100 молодых людей. Между ними и гражданами, находившимися на пл. Л.Украинки, возник конфликт, который продолжался меньше минуты, и в ходе которого восемь граждан получили телесные повреждения. С целью прекращения противоправных действий по представлению председателя ЦИК Сергея Кивалова был срочно вызван и привлечен к охране общественного порядка личный состав подразделения милиции быстрого реагирования «Беркут». В ходе конфликта гражданами, которые находились на площади, был задержан и передан народным депутатам Украины один правонарушитель — Гавруш Михаил Иванович, 1978 г.р., киевлянин, работает частным охранником». Выясняя обстоятельства данного происшествия в фойе Центризбиркома, «заместитель председателя Верховной Рады Украины Александр Зинченко, народные депутаты Украины Евгений Червоненко, Андрей Шкиль и Степан Хмара несколько раз нанесли удары руками и ногами в разные части тела заместителю начальника Главного управления МВД Украины в Киеве, полковнику милиции В.Ошовскому, также находившемуся в помещении ЦИК», заявили в милиции. «После этого участники акции осуществили попытку зайти в помещение Центральной избирательной комиссии Украины для встречи с народными депутатами. С целью недопущения посторонних лиц на охраняемый объект у входных дверей был выставлен наряд ПМБР «Беркут» в количестве 12 человек, среди которых был командир ПМШР «Беркут», полковник милиции Д.Силяков», — сообщили в ЦОС. В связи с этим В.Ющенко, А.Зинченко, П.Порошенко «и прочие депутаты (около 10 человек) начали оттеснять работников ПМБР «Беркут», при этом срывали с них шлемы, наносили им удары в лицо, оскорбляли, дергали за одежду», — говорится в заявлении ЦОС.
По-другому описывает события противная сторона. По версии «нашеукраинцев», у трех задержанных ими инициаторов драки под Центризбиркомом были изъяты удостоверения работников милиции и табельное оружие. По словам же начальника киевского ГУ МВД Александра Миленина, на следующий день общавшегося с журналистами на пресс- конференции, его подчиненные к инциденту никоим образом не причастны. Народные депутаты, заявили правоохранительные органы, силой задержали двух «титановцев» —капитанов милиции Государственной службы охраны (ГСО) при ГУ МВД Украины в столице, охранявших президента Ассоциации международных перевозок «АсМАП»: «...Работников милиции доставили в вестибюль Центральной избирательной комиссии, где находились народные депутаты Украины Евгений Червоненко, Владимир Стретович, Степан Хмара, Роман Бессмертный, Юрий Павленко, Андрей Шкиль и прочие, — сообщает ЦОС. — Применяя силу, работников милиции бросили на пол, изъяли служебные удостоверения, табельное огнестрельное оружие, личные вещи. Параллельно все это время в присутствии народных депутатов работников милиции, которые были закованы в наручники, били руками и ногами. Во время этих противозаконных действий один из народных депутатов положил складной нож с пятнами бурого цвета вблизи лежащих на полу работников милиции», — заявили в ЦОС. Там также добавили, что народные депутаты стали обвинять сотрудников «Титана» «в причинении гражданам, находящимся у ЦИК, телесных повреждений ножом». При этом в милиции отметили, что «в соответствии с информацией медицинских учреждений столицы, из восьми граждан, которые были доставлены в киевские больницы после столкновения вблизи входа в ЦИК, ножевых ранений никто не получил».
Тем временем близилась полночь, а заседание ЦИКа все не начиналось. Позже работу Комиссии пришлось перенести из большого зала на втором этаже в малый на шестом. Однако «нашеукраинцы» выломали дверь в помещение. Защищая, по его словам, заседание ЦИКа, эсдек Нестор Шуфрич даже лишился рубашки, что зафиксировали присутствовавшие там же телекамеры.
Оппозиционеры в открытую ликовали, увлеченно рассказывая прессе о том, сколько нарушений они обнаружили в документах, на основе которых ЦИК собирался формировать российские избирательные участки. В итоге вместо 420 планируемых участков решено было создать 41, тем более что после исчезновения части «экспортных» бюллетеней на все запланированные бланков для голосования все равно бы не хватило. Но и это решение Центризбиркома, номинально принятое позже оговоренного в законе срока, «нашеукраинцами» незамедлительно было признано нелегитимным. При этом они почему-то не акцентировали внимание на том, что сами приложили максимум усилий для его отсрочки.
Больше всего происходящее шокировало международных наблюдателей, присутствовавших на заседании ЦИК. По их мнению, непосредственное вмешательство кого бы то ни было, даже народных депутатов, в работу Центральной избирательной комиссии недопустимо для цивилизованного государства.
После всех этих событий руководство Киевской областной администрации, соседствующей с ЦИКом в том же здании, приняло решение обнести прилегающую территорию забором. Его высота достигнет трех метров, что, по замыслу инициаторов строительства, должно уберечь здание от агрессии и провокаций со стороны, в частности, политических сил, уже заявивших о намерении пикетировать Центризбирком в ночь оглашения итогов выборов. С результатами которых они, надо полагать, заранее не согласны.
КОММЕНТАРИИ
Геннадий РУДЕНКО, народный депутат, фракция СДПУ(О):
— Для «нашеукраинцев» ночные события в Центризбиркоме стали «разведкой боем». Они не просто воспользовались поддержкой своих сторонников из числа простых граждан, но и злоупотребили ею. Сразу после окончания митинга следовало обратиться к людям с призывом мирно разойтись, а не пикетировать здание. Мне непонятно, зачем было держать их на площади, если внутри самого ЦИКа находилось несколько десятков оппозиционных депутатов, чего вполне достаточно для недопущения каких-либо подтасовок, которых они так опасались.
Вечернее заседание началось поздно, около десяти вечера, внезапно в зал ворвались с криками, что внизу «людей режут». В ответ на резонные предложения представителей большинства привлечь к разрешению конфликта силовые структуры, а также попросить толпу разойтись, соратники Виктора Андреевича обвинили нас в цинизме и аморальности, а также заявили, что в сложившейся ситуации продолжать работу ЦИКа нецелесообразно. Отсюда напрашивается вывод: если драка может приостановить деятельность Центризбиркома, то для полного паралича его работы 31 октября они не погнушаются спровоцировать более массовые столкновения.
Ввиду этого решение о формировании участков на территории РФ было принято только к пяти утра. Стоит ли пояснять, что оппозиционеры, ввиду его «просроченности», косвенной причиной которого сами же и послужили, поспешили признать его противозаконным.
Сергей ШЕВЧУК, народный депутат, фракция НДП-ПППУ:
— В субботу в ЦИКе стараниями «Нашей Украины» была сорвана попытка фальсификации результатов волеизъявления наших граждан за рубежом. Технология проста: создание неоправданно большого количества избирательных участков, что позволило бы исчислять «левые» голоса даже не сотнями тысяч, а миллионами. Неудивительно, что штабисты оппозиционного кандидата отважились на применение силы. Тяжело судить о том, насколько оправданными и этичными были их действия, однако позитивный результат бесспорен. Жаль, что часто, во избежание нарушений, приходится прибегать к радикальным мерам.
Владимир ДЕМЕХИН, народный депутат, фракция «Единая Украина»:
— Накануне выборов состоялась репетиция управления человеческими потоками и проверка реакции властей на подобные выпады. Однако, какими бы ни были демонстрации и массовые акции, бесчинствовать, бить стекла, громить помещения недопустимо. Применение силы не поспособствует прозрачности избирательного процесса. И не надо убеждать всех, что «честная победа» только за Ющенко. Против Виктора Андреевича я лично ничего не имею, однако ультимативность позиций — не лучший плацдарм для диалога с народом.
Виталий ХОМУТИННИК, народный депутат, фракция «Регионы Украины»:
— Мне довелось быть свидетелем и непосредственным участником тех событий. Действия, предпринимаемые «нашеукраинцами» и людьми, пришедшими с ними к ЦИКу, говорят о том, что это была генеральная репетиция провокаций 31 октября. Проиграв электоральную битву, оппозиционеры готовы на все, вплоть до реализации силового сценария. В ночь с субботы на воскресенье депутаты от «НУ» нападали и на милицию, и на представителей парламентского большинства — своих коллег-депутатов, сломали двери, оскорбляли представителей Центральной избирательной комиссии, даже кидались на них с кулаками! Анализируя произошедшее, страшно даже предположить, на что они решатся через неделю. К сожалению, мы должны быть готовы к любым провокациям.
Николай ОНИЩУК, народный депутат, фракция НДП-ПППУ:
— Неудивительно, что с каждым днем внимание к деятельности ЦИК как единственного органа, уполномоченного регулировать ход избирательного процесса, повышается. Мне, как представителю кандидата в президенты Анатолия Кинаха, приходится часто там бывать, и должен заметить, что Центризбирком делает все от него зависимое и даже больше для того, чтобы выборы состоялись и прошли на высоком организационном и правовом уровне. Субботние события следует оценивать в первую очередь с точки зрения попытки команды Виктора Ющенко не допустить создания в Российской Федерации чрезмерного, как на их взгляд, количества избирательных комиссий. Как известно, персональный состав зарубежных участков находится вне контроля представителей кандидатов в президенты. В профильном законе в порядке исключения предусмотрено, что формируются они по представлению МИД, а не кандидатов, что обычно для других участков. Именно эта обеспокоенность и двигала теми, кто пытался прорваться в помещение и оказывать на членов ЦИК определенное психологическое давление. Вряд ли это можно считать репетицией в прямом понимании, ведь предмет обеспокоенности был вполне конкретный.