Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зачем Москве Комиссия против фальсификации истории

Субъективные заметки
3 июня, 1996 - 19:32
ЗАЛОЖНИКИ МЕЧТЫ О «СВЕТЛОМ ПРОШЛОМ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

О ПРЕДПОСЫЛКАХ И КОНТЕКСТЕ

С февраля российская общественность активно обсуждала прозорливое предложение Сергея Шойгу принять закон, наказывающий за отрицание победы в Великой Отечественной войне. Почти все, кто высказывался по этому поводу, отнеслись к инициативе начальника МЧС негативно, да и непонятно было — кто же отрицает Победу? — то ли зарвавшиеся, но глубоко окопавшиеся внутренние враги, то ли клевещущие внешние? В мае пришли новые сообщения, на первый взгляд, никак не связанные с идеей министра. Российские СМИ неожиданно развернули обсуждение вопроса о передаче Южных Курил Японии. Газета «Известия» от 13 мая в статье «Острова пополам не делятся?» писала, что рабочий визит Путина в Японию вызвал ажиотаж, ибо местные политики надеются на скорое решение территориальной проблемы. Между тем, не то что «решение», но и само признание существования «территориальной проблемы» есть отрицание победы в Отечественной войне. Поэтому всякий россиянин, поднимающий такую тему, подпадает под действие еще не принятого закона Шойгу. (Напомню, что предшествовавший Нюрнбергскому международный Токийский трибунал признал Японию государством-агрессором, а сами японцы дважды — в 1945 в Токио и в 1951 году в Сан-Франциско — официально отказались от всех прав и претензий на Курилы.)

Похоже, недопустимая игра в Южные Курилы остановила обсуждение проекта закона «об отрицании победы», и на свет скоропалительно явилась «Комиссия при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Иначе говоря, кто виноват — решать будет не закон, пусть странный, но формально беспристрастный, а чиновники, объединенные в управляемую комиссию. Кого не надо — не накажут.

Уже само название Комиссии (...против фальсификации в ущерб... а что такое фальсификация в пользу?), как и текст Указа, вызывают серьезные вопросы. Если деятельность нового органа должна быть направлена «против умаления престижа РФ» — так в тексте, — то как Комиссия должна оценить работу нынешнего руководства России, оставившего страну без друзей и союзников? Можно ли предположить, что в соседних странах и в международных организациях теперь начнет действовать независимая группа экспертов, регулярно просчитывающая по научной методике уровень престижа России, престижа ее власти, их динамику и уровень корреляции этих показателей? Думаю, российская общественность такой шаг готова поддержать, но все-таки сомневаюсь в перспективах создания подобной экспертной группы. Странно и то, что задачи Комиссии, основывающейся, как говорится в тексте Указа, на конституции РФ, явно противоречат статьям этой самой конституции. Например, пункт пятый 29-й статьи основного закона гласит: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Статья 44 предоставляет каждому свободу научного творчества и преподавания.

Со времен Эвклида и Геродота наука сама определяет, что есть истина, а что фальсификация, никакие комиссии при президенте здесь не нужны. Тем не менее, когда нечто похожее в прошлом все-таки возникало, это свидетельствовало о несостоятельности и невежестве власти и, как минимум, заканчивалось конфузом.

ЧТО ЗАЩИЩАЕТ И ПО КОМУ БЬЕТ НОВЫЙ УКАЗ

Каждое государство имеет в своем основании какие-то фундаментальные ценности и идеи. Такими наиболее существенными, хотя и разнозначимыми началами могут быть идеи права, свободы, потребительства, национализма... Историческая (досоветская) Россия выстраивалась, прежде всего, на идее православия. Кризис веры конца ХІХ века («Если Бога нет, все дозволено») и неудачи в реформировании страны привели к крушению тысячелетнего государства, к появлению СССР. Советский Союз выстраивался на коммунистической мифологии, ее скорый, в историческом масштабе, крах не смогли остановить ни террор против собственного народа, ни демагогия. Распад фундамента повлек неизбежный распад самого Союза Республик.

И вот теперь формирующаяся на наших глазах постсоветская Россия отказывается от принятия какой-либо ценностно-идеологической доктрины. Руководители государства постоянно меняют «правила игры», тем самым снимая вопрос о своей ответственности, ибо к определенному результату можно прийти лишь в определенной системе правил. Если власть ведет себя то по-советски, то по-антисоветски, то по-российски, то по-антироссийски, то по-западному, то по-антизападному (заметим, что российское и советское вообще несовместимы), — то Россия ввергается в хаос, где все правила разрушаются. Нас как бы помещают в пространство, где левостороннее движение совершенно неожиданно, без предупреждения переходит в правостороннее, а затем вновь, моментально и без объявления, возвращается к левому и т.д. Нас посадили в общий спецвагон для курящих и некурящих.

Однако отсутствие правил порождает проблемы не только для общества, трудности возникают и у правителей. Становится непонятно, на каком основании они управляют, откуда возникла их легитимность. Граждане все лучше понимают, что в стране нет настоящих выборов, нет прежней веры, а комидеология на 90% саморазрушилась.

Попав в столь сложное и ухудшающееся положение, бюрократия, пока она еще удерживает контроль, решает «законсервировать все как есть» и остановить историю, делая при этом акцент на советчине и сталинщине. (В мае центральное телевидение показало, как Красная площадь запестрела пионерскими галстуками, вернув страну на полвека назад.) Указ должен запретить появление новых взглядов и социальных концепций и закрепить искусственно сохраняемые старые воззрения. Однако проблемы возникают и с прежними догматами. Единственное, что по сей день частично сохраняется от «советской сказки про светлое будущее» — это миф о победе в войне. Поэтому государство, в котором не замеченными на свалках пребывают 4,5 миллиона бомжей, где оставлено без дела 7 миллионов безработных, проводит помпезные и дорогостоящие военные парады. Власти, как всегда, обещают еще здравствующим ветеранам предоставить жилье, а следующий год (из-за чего поспешно и принят нынешний Указ) объявляют годом юбилея Победы.

Поддерживая все устаревшее и ретроградное, указ одновременно наносит традиционный для советской системы удар по свободному интеллектуальному поиску. Еще Ленин, наряду с прочим, прославился и тем, что после окончания Гражданской войны чудом уцелевших выдающихся русских мыслителей выслал за рубеж, посадив их на «философский пароход». Иных аргументов у Ильича просто не было. Еще хуже случилось в Украине, где Голодомор уничтожал крестьянство, т.е. основу национальной культуры и фольклора. Сталинский расстрел в Катыни был прежде всего расстрелом польской интеллигенции, людей мысли. После 1945 года трофейные спецподразделения вывозили из Германии в СССР не только станки, готовую продукцию и ширпотреб, но и немецкие книги, которые по сей день без всякой пользы хранятся в архивах. Так коммунистическая власть на подконтрольной ей территории искореняла немецкую культуру. О брежневско-андроповской борьбе с диссидентством можно и не вспоминать.

Указ от 15 мая — это продолжение прошлого, это антиинтеллектуальная акция. В постсоветской России нет социально-гуманитарной науки. Но есть несколько десятков самостоятельных социальных исследователей. В последнее время наиболее продвинутым из них не разрешают читать авторские курсы лекций, увольняют с работы за неугодные статьи, препятствуют написанию книг. И мне почему-то кажется, что с принятием Указа подобная практика не будет прекращена.

В Уголовном кодексе Советского Союза существовала пресловутая 58 статья. Ее текст формулировался так, что любого человека можно было посадить в тюрьму за идеологическое преступление. В новой России идеологии нет и старые тоталитарные удавки отброшены. Активность общества в значительной мере переместилась в сферу предпринимательства. Соответствующим образом сформулировано новое бизнес-законодательство, в соответствии с которым любой предприниматель может оказаться за решеткой. Конечно, на практике сажают не многих (Ходорковский сидит, а слабо отличимый от него Абрамович благоденствует), прежде всего тех, кто не может ясно ответить на вопрос, когда-то поставленный московской газетой: «Мы знаем, что вы воруете, но вы воруете за президента или против?». Теперь на крюке оказалась другая, меньшая, но, как показывают принятые решения, также значимая часть общества — люди мысли. Часть из них действительно работает, их деятельность замечена. И теперь перед интеллектуалами поставлен традиционный для советско-постсоветской системы вопрос, а вы по-прежнему за партией вперед, на который звучит традиционный ответ — «так ведь на то она история, та самая, которая ни столько, ни полстолько не соврет».

ЕЩЕ РАЗ ПРО КОНТЕКСТ

В российских СМИ не прекращается вялая дискуссия на тему — кто из двух московских начальников первее, кто консервативней, а кто либеральней. Многие разочарованные в путинской кагебизации власти еще стремятся разглядеть в Медведеве скрытого питерского демократа. Нынешний крайне неудачный и вынужденный для власти Указ имеет очевидное авторство и новый ответ на обсуждаемый вопрос. Именно этой ситуацией, скорее всего, и воспользовался глава правительства. Посетив захоронения у Донского монастыря, он возложил цветы на могилы А.Солженицына и И.Ильина. Если к названным именам добавить В.Астафьева, Венедикта Ерофеева, благополучно здравствующего Г.Попова и некоторых других, мы получим список разрушителей сталинского мифа о войне. В старой игре доброго и злого начальника опять поменялись роли, но игра продолжается...

Добавлю, что интерпретировать жесты и намеки всегда сложно. А сказанное премьером на кладбище Донского монастыря о Деникине, который был против разделения России и Украины, вряд ли имеет какой-то особо углубленный и скрытый смысл.

Подытоживая свои рассуждения, подчеркну, что развитие гуманитарной науки — это действительная основа духовного возрождения нации. Мы нуждаемся в широчайшем интеллектуальном поиске и прорыве, в глубинном переосмыслении смердящих сталинских догм. Я с белой завистью смотрю в Украину, где постоянно идет свободная, временами острая социально-историческая дискуссия. Здесь «без последствий» и оргвыводов проходит сложный спор о С.Бандере и С.Петлюре, о Голодоморе и об И.Мазепе, здесь проявлен научный интерес и написаны серьезные работы даже о таком прошлом этой земли, которое отстоит от нашего времени на многие тысячи лет! Когда доживем и мы до чего-то похожего в России?

Но, в любом случае, уже сейчас настоящие профессионалы-гуманитарии должны стремиться понимать и поддерживать друг друга. А не настоящим — и руки подавать не стоит!

Игорь ЧУБАЙС, доктор философских наук, директор Центра по изучению России Университета дружбы народов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ