Один из ведущих украинских телеканалов «Интер» многими воспринимается как старый знакомый, от которого не ждешь неожиданностей. Это и устоявшаяся программная сетка (развлекательные передачи и новости собственного производства, российские программы, голливудские блокбастеры). Это и сложившиеся командные традиции. Однако после того, как в гостях у «Дня» побывал председатель правления «Интера» Влад РЯШИН, мы увидели в этом хорошо известном канале нечто неожиданное. Во-первых, речь идет о позиционировании «Интера» как безусловно украинского канала. Во-вторых, о неожиданных — для коммерческого вещателя — масштабных инициативах: как, например, круглосуточное вещание на Европу, Америку, Австралию.
Да и сам Влад Ряшин не только в буквальном смысле на голову выше многих своих коллег-телевизионщиков. Он и задачи перед собой ставит «по росту». Но в то же время умеет считать — что для телевизионного менеджера также немаловажно. Так что, может быть, хватит ныть, что у нас нет личностей? Там где для личностей создают соответствующие условия, где ставят цели несколько выше реальных возможностей, личности появляются. Ведь каждый может быть выше обстоятельств. И похоже, именно этим кредо руководствуется Влад Ряшин.
Именно в «Дне» руководитель «Интера» сделал серьезную заявку на то, что канал будет настойчиво сражаться за то, чтобы и в дальнейшем оставаться «самым-самым-самым». Что из этого получится? Посмотрим. Новые, неожиданные проекты появятся в программной сетке «Интера» уже со второй половины марта.
«РАБОТАЯ НА ИМИДЖ СТРАНЫ, МЫ РАБОТАЕМ НА СЕБЯ»
— Концептуальная проблема отечественной телеиндустрии (из-за чего, собственно, мы и сравниваем себя постоянно с россиянами, чехами, поляками и т.д.) заключается в том, что многие каналы за годы становления не смогли выработать свое лицо, идентифицироваться как украинские. Итак, «Интер» — это украинский канал?
— Безусловно, «Интер» — украинский канал. И мы демонстрируем это на деле. Мы специально не афишировали, но с первого января этого года «Интер» официально выпустил международную версию канала. Фактически это — иновещание. Версия, безусловно, отличается от того «Интера», который вещает на территорию Украины. Она учитывает несколько другое телесмотрение украинской диаспорой, украинскими сотрудниками за рубежом, русскоязычными людьми, в том числе выходцами из бывшего Советского Союза, которым интересно, что происходит в Украине сегодня. Мы недавно утвердили план развития нашей международной версии. Она тоже будет иметь эфир 24 часа в сутки, как и телеканал «Интер», и определенную переориентацию по часовым поясам. В первую очередь, ее увидят в Европе, потом на американском континенте и в Австралии (там тоже крупная диаспора). Именно это и подчеркивает «украинскость» «Интера», поскольку этот дорогой проект не носит коммерческого характера. Ведь мы не получаем ни единой копейки из бюджета и живем исключительно за счет рекламных поступлений. Это наша благодарность стране за то, что мы имеем возможность заниматься в ней своим любимым делом, как ни высокопарно это звучит. Уже есть отклики на нашем сайте, приходят факсы, электронные письма. Как оказалось, интерес к Украине за рубежом очень высок. К сентябрю мы перейдем в этом проекте на новый этап.
— Это попытка смоделировать положительный образ Украины? Или вы такой задачи не ставили?
— Безусловно, от облика страны зависит ее экономическое состояние. И, следовательно, отношение к нам транснациональных компаний, которые занимаются собственной рекламой, компаний-инвесторов, а значит, и наша телевизионная индустрия. Поэтому, работая на имидж страны, мы работаем и на свой собственный. В этом залог успеха. Иначе у нас не будет стабильного бизнеса.
— Какие программы входят в зарубежную версию?
— Вряд ли есть смысл показывать там голливудские премьеры. Безусловно, продукт будет более украинский. Прежде всего это новости, публицистика, документальное кино. Может быть интересным за рубежом и наш архив, собранный за семь лет. Мы начали переговоры с региональными компаниями, коммерческими и некоммерческими, продакшн-компаниями, телевизионными каналами, и предлагаем поучаствовать в нашей международной версии в рамках проекта «Смотрим лучшее» (этот слоган мы выдвигали к трехлетию). Например, у какой-нибудь региональной компании есть цикл передач о крае или о каких-то культурных традициях, и это может быть интересно для нашей диаспоры.
— «Разведка» донесла, что буквально на днях родилось название канала.
— Решение окончательно еще не принято, как вариант — «Інтер-Всесвіт». Подождем откликов аудитории, коллег.
«РЕКЛАМОДАТЕЛИ ПРЕДЛАГАЮТ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ, ЧЕМ ЗАКОН ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ВЗЯТЬ»
— В последнем своем интервью «Дню» вы говорили о том, что необходимо срочно урегулировать законодательные проблемы рынка телевизионной рекламы. И если этого не произойдет, и собственное производство пострадает. В последнее время на рассмотрение ВР внесено несколько законопроектов. Оптимальным многие телевизионщики считают проект Закона о рекламе Ю. Артеменко, Н. Баграева, А. Омельченко, который позволил бы прерывать рекламой кинофильмы. Какова ваша позиция?
— Сейчас — рубежная ситуация для украинского телевидения, и этот закон действительно определяющий. От его принятия или непринятия зависит, по какому пути пойдет развитие украинского телевидения. Есть несколько проектов Закона о рекламе. И проект Баграева, Омельченко и Артеменко либеральней других. К сожалению, люди, которые работали над другими законопроектами, не разобрались в специфике и механизмах работы телевизионного рынка.
В нашей стране только один канал финансируется из бюджета — Первый Национальный НТКУ. Причем бюджетного финансирования этому каналу, насколько мне известно, всегда не хватает. Все остальные телеканалы существуют за счет рекламных поступлений.
Естественно, зрители не хотят, чтобы фильм прерывали рекламой. Но, если продолжить цепочку рассуждений, то она такова: сегодня во всем мире (в т.ч. и в Украине) продаются не минуты рекламного времени, а пункты рейтинга. Например, клиент или агентство покупают у канала 10 пунктов. Если реклама стоит в середине художественного фильма и фильм набрал 10 пунктов рейтинга, то, соответственно, и рекламный блок — столько же. Ведь зритель не переключает канал из-за рекламы, желая досмотреть фильм. Таким образом, рекламный продукт набирает 10 пунктов за один раз. Сейчас же реклама идет до или после фильма, и зритель в большинстве случаев переключает канал, игнорируя рекламу, рейтинг падает, и в итоге рекламный блок набирает 2 пункта рейтинга. Что в результате? Нужно еще четыре раза поставить тот же рекламный блок для того, чтобы отработать деньги клиента. Соответственно рекламы становится в четыре раза больше. А деньги — те же.
— Объясняли ли вы это тем, кто принимал соответствующие законодательные решения?
— Авторы других редакций закона (кроме вышеупомянутой) не удосужились с нами пообщаться. А ведь речь идет о работе индустрии...
— Наверное, нашим читателям и потенциальным зрителям стоит объяснить, во что выливается для коммерческого канала недополучение рекламных денег.
— Можно привести следующие факты. Ориентировочная инвестиция на телевизионную рекламу на одного россиянина в прошлом году — около шести долларов. Аналогичная цифра в Украине — 1,8 доллара. Либо средний россиянин живет в четыре раза лучше среднего украинца, либо наш рынок не отрабатывает свой потенциал из-за прорех в законодательстве. Пример с фильмами — один из многих. Другое больное место украинской рекламы — запрет на прямую рекламу алкоголя. Интересно, что в подавляющем большинстве стран Европы рекламу алкоголя не запрещают, а лишь регламентируют. Ее время — после 22.00 — 23.00, когда у экранов взрослые. В некоторых странах поступления от рекламы алкоголя составляют 20-25% телевизионного рынка. Страна получает (в качестве налога на рекламу, НДС) поступления в бюджет, рабочие места, инвестиции в производство. Украина же эти деньги теряет.
Есть и другое ограничение. Так, в России рекламная квота — 20% в час, а у нас — 15%. И мы, не имея возможности размещать рекламу внутри художественных фильмов и будучи вынуждены увеличивать ее количество в несколько раз для того, чтобы отработать те заказы, которые нужны рынку, здесь ограничены. И часто клиенты, желающие начать рекламную кампанию осенью, слышат в ответ: приходите, пожалуйста, в конце января. Извините, рекламное время продано. В результате заказчик не тратит деньги, которые предполагал вложить в рекламу. А они были бы потрачены на развитие технологий, на новые телевизионные системы, на обновление программного продукта, на производство сериалов, документальных фильмов и так далее. По нашим оценкам, в прошлом году средств на рынке было в 2,5 раза больше, чем рынок смог «переварить».
— Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация?
— Редакция упоминавшегося проекта закона (Артеменко, Омельченко, Баграева) уже обсуждалась на заседании общественной организации «Индустриальный телевизионный комитет», куда входят крупнейшие каналы, крупнейшие рекламные агентства и крупнейшие рекламодатели. («Индустриальный телевизионный комитет» был основан в середине прошлого года, и есть основания полагать, что в этом году к его деятельности присоединится и «1+1»). Кстати, на этом заседании были господин Роднянский, господин Оселедчик («1+1»). Были члены Нацсовета: Мартыненко и Понедилко, были авторы закона и руководитель парламентского профильного комитета господин Томенко. Шел острый разговор обо всех нюансах этого законопроекта. Мое мнение: законопроект жесткий, и он по-прежнему не настолько либеральный, как европейское законодательство в этой сфере. Он не учитывает все европейские нормы и является для украинских каналов, скажем, более дискриминационным, нежели российское законодательство по отношению к российским каналам. По-прежнему не удастся взять те деньги, которые предлагают рекламодатели. Однако этот вариант закона из всех тех, что были — наиболее приемлемый. В нем есть, безусловно, несколько норм, позволяющих рынку сделать шаг вперед. Поэтому надеюсь, что ВР проголосует «за». Промедление в данном случае смерти подобно. Пробуксовка становится все более очевидной. Мы теряем, а в это время европейский, российский телерынки уходят вперед. Соответственно, мы становимся все более зависимыми, не развиваем технологии, теряем специалистов.
«НИША СОЦИАЛЬНО АКТИВНОГО ТВ В УКРАИНЕ ПУСТУЕТ»
— Понятно, что конкурировать на ТВ-рынке может только качественный продукт. Сегодня многие отечественные каналы идут по пути наименьшего сопротивления, пользуясь чужим продуктом. И потом мы говорим, что у нас — засилье российского телевидения. Что реально может предложить «Интер»? С чем вы можете выйти на рынок, какой собственный продукт ставите на кон?
— Небольшая ремарка. Телевизионщики так поступают не по собственной воле. Экономика заставляет их идти по данному пути, и это — не путь наименьшего сопротивления, а путь логики, путь выживания. А что касается сути вопроса, то, безусловно, даже в жестких и крайне неравных условиях мы не собираемся и не хотели бы стать придатком российских каналов. Поэтому «Интер» продолжает развиваться, и мы делаем упор на те жанры, те виды телевизионного производства и телевещания, которые всегда были нашим коньком.
Это, в первую очередь, информационное вещание. Мы — единственный канал, имеющий широкую корреспондентскую сеть на территории Украины и за рубежом. И, наверное, единственный канал, который может говорить о том, что люди, появляющиеся в кадре, завоевали право и авторитет высказываться в эфире. Они были не только в студиях новостей, но и в горячих точках, в том числе и в военных, реальных ситуациях. Смогли получить жизненный опыт и составить свое мнение не только из ленты новостей агентства «Рейтерс». В первую очередь речь идет об Александре Колодие, Андрее Цаплиенко, Константине Стогние, Ольге Клюевой. Список можно продолжать. Наш ведущий — не «говорящая голова», а аналитик, репортер. Это то, что отличает «Интер». И поэтому наши новости считаются по праву самыми смотрибельными и популярными (судя по рейтингам).
Второй момент. Мы в этом году решили сделать серьезный упор на документалистику. На канале была создана студия документальных фильмов и спецпроектов, сейчас в работе несколько циклов. Один из них выходит в эфир по пятницам под рубрикой «Настоящий детектив». Это и фильмы, касающиеся новой и новейшей истории Украины. Готовится продолжение цикла Игоря Чижова «Война без победителей» — по хроникальным материалам, свидетельствам бойцов УПА, советских партизан, воевавших на территории Западной Украины. Наша цель — показать реальные факты и посмотреть на это с позиции 2003 года, с позиции отдельной независимой страны под названием Украина. Еще есть патриотический цикл, который готовится ко Дню Независимости с рабочим названием «Український дороговказ». «Дороговказ» — табличка с названием населенного пункта. Каждый из 12 ти фильмов будет посвящен истории края. Интересно не административное деление страны по областям, а история, культурные особенности, традиции, скажем, Слобожанщины, Буковины, Полесья, Запорожья, Закарпатья, Крыма и т.д.
— Весьма полезная инициатива. Нужно «собирать страну» через такие проекты. Один из экспертов проекта Синдикат, с которым «День» сотрудничает, Нина Хрущева, считает, что Украина — та страна, которой нужно придумать свою историю. И такого мнения придерживается немало россиян. Именно поэтому на протяжении всех шести лет существования газеты мы делали рубрики «Україна Incognita», «История и «Я». Причем в книге «Україна Incognita» — только третья часть того, что мы написали в газете. Так вышло, что после книги Ореста Субтельного «Україна Incognita» — второе издание за последние годы, где собрано в компактном виде то, что украинцам необходимо знать, от «А до Я». Будем считать, что это наш посильный вклад и в ваш проект «Дороговказ».
— С удовольствием воспользуемся этой уникальной книгой.
— Чтобы украинцы захотели всмотреться в свое прошлое, в том числе и недавнее, нужно показать его и умело преподнести...
— Безусловно, осознание своей истории, своих традиций однозначно поддерживаю. И дать возможность зрителям осознать уникальность Украины — социально важная задача телевидения. И не только ТВ, а вообще средств массовой информации, в том числе прессы. Ни в коем случае нельзя зацикливаться только на бизнесе. Мы живем в обществе, и каждый из нас своим ежедневным поведением его формирует.
«МЫ ХОТИМ ПОКАЗЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОСТУПКА»
— «Интер» себя позиционирует как семейный канал. В то же время мы наблюдаем, что украинское телевидение в целом пропагандирует те ролевые модели, которые не связаны с ориентацией на семейные ценности. Как эту нестыковку вы пытаетесь решать в рамках отдельно взятого канала?
— В нашем эфире никогда не будет программы, аналогичной «Окнам».
— Спасибо вам за это.
— Не хочу оценивать ни этот жанр, ни авторов этой программы, хотя у них есть свои поклонники, свои противники. Но при планировании новых проектов мы ориентируемся на позитивную энергетику и вообще положительные эмоции у зрителя, продолжая традицию «Интера» как семейного канала. Даже жанр развлекательного телевидения должен меняться. Любая передача должна давать зрителю толчок к действию. Без этого невозможно ни развитие личности, ни развитие страны, ни развитие социума. Один из таких новых проектов выйдет в эфир 16 марта в 19.00 — экстремальное шоу под названием «Команда «Эквитэс». Но я призываю посмотреть шире на данный проект. Это не просто шоу, где зритель наблюдает за преодолением тяжелых препятствий. Участники игры преодолевают себя. Проект показывает, как обычные люди становятся выше обстоятельств. Их поступки — пример для любого. «Нет ничего невозможного» — истинный девиз экстрим-шоу. «Команда «Эквитэс» («эквитэс» в переводе с латинского — «всадники») сделана в развлекательном жанре — легком, доступном, понятном, хотя очень технологичном и дорогом. Я рассчитываю на ее успех и на внимание зрителей. Каждая передача — один из отборочных этапов поиска тех людей, которые затем могут стать членами команды. Причем в каждом выпуске участники должны проявлять себя разносторонне: и в индивидуальной работе, и в «чувстве локтя», и интеллектуальном соревновании, и в экстремальных испытаниях. Например, перебраться с крыши на крышу по тросу между 16 этажными зданиями. А участники до этого не имели никакого отношения к альпинизму. Безусловно, есть страховки, но, вы знаете, все бывает. В конце концов, может не выдержать психика. В отличие от всевозможных экзотических проектов, этот снимается в Киеве. Зритель узнает знакомые места. Один из экстремальных конкурсов снимался в Гидропарке в конце февраля. Длина пролива — сто метров от берега до берега. Натянут трос прямо над водой покрытой тонким льдом. Дистанцию необходимо пройти всей команде, включая девушек. Люди, которые прошли, даже проигравшие, выиграли у самих себя. Их эмоции — искренние. И то, что они «сделали это!», безусловно, поможет им в жизни. Так что форматы, работающие на позитив, существуют.
— Однако обстоятельства, в которых существуют украинские газетные и телепроекты... Как «Интеру» удается избегать программ, которые бы «дурно пахли»?
— Мы их просто не производим. Безусловно, мы живем в том социуме, в котором живем. Страна учится, общество, лидеры и люди совершенствуются, растут и телевизионщики. Не скажу, что обходимся без оплошностей, перегибов. Все бывает, как и у всех...
— Может быть, каким-то исключением из позитива является и «Всемирная история в «Гусаках». Грубоватые шутки, особенно в отношении женщин. Кто определяет, может ли та или иная передача попасть на экран, есть ли на канале что-то вроде худсовета? Ведь порой одна передача может испортить впечатление от работы целого канала.
— Программа «Всемирная история в «Гусаках» «доживает» последние выпуски. Она не будет больше производиться, по большей части — именно по этим причинам.
Говоря об изменениях в нашем развлекательном вещании, я как раз и имел в виду, что у нас будут появляться, скорее, проекты, подобные «Команде «Эквитэс». Это не значит, что мы откажемся от юмора. Нет, конечно. Юмор смотрят, он интересен, популярен. Этот жанр останется, безусловно, но, может быть, в меньшем объеме и более высокого качества. Это точно могу сказать.
По поводу худсовета. Есть продюсерский совет на канале, в который входят все продюсеры по направлениям — топ- менеджеры канала, которые имеют за плечами немалый опыт работы, определенное количество успехов и неудач. Соответственно каждый новый проект проходит обкатку в недрах этого органа.
— Почему нет программ, подобно «Команде «Эквитэс» построенных по принципу «я сделал это», о врачах, об учителях? То есть программ общественно значимых, которые могли бы быть рейтинговыми и в то же время вписывались бы в концепцию канала?
— Ответом будет рассказ о еще одном новом проекте, который появится в эфире уже в конце марта, — токинг «Действующие лица». Название утверждено, ведущий — Александр Колодий. Мы рассчитываем, что передача будет выходить вначале раз в неделю, затем — два, три раза в неделю, может, вообще станет «линеечкой». Мы начнем ее выпускать пока в 17 часов, в будни, затем, возможно, время изменится. «Действующие лица» — это портрет человека поступка. Неважно, разработал ли он законопроект, или провел уникальную операцию, или выступил в премьерном спектакле. Каждый из нас может стать «действующим лицом». Девиз этой передачи — не комплексовать! Вплоть до обращения к зрителям: если вы сделали что-то — не стесняйтесь быть услышанными. Каждый из нас является действующим лицом в той или иной степени.
— А ближе к выборам в этой передаче появятся политики?
— Ни в коем случае, это не политический проект. Это не программа, задуманная под выборы. Появление политика там возможно, но должно быть связано с нестандартным событием.
СМЕШНОЙ МИКС ИЛИ ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ
— Многим хочется, чтобы «Интер» был украинским каналом с украиноязычным вещанием. Другие считают, что в силу сложившейся реальной ситуации в эфире должен присутствовать русский язык. Языковая проблема нуждается в точном осмыслении и более ясном преподнесении. У вас есть какая-то языковая политика? Ведь это странно, когда новости на русском языке сменяют новости спорта на украинском. Получается смешной микс.
— Когда-то «Интер» был традиционно более русскоязычным каналом. Говорю «был», потому что именно в последний, 2002 год произошли серьезные трансформации в эфире «Интера». Из девяти выходов новостей в день восемь идут на украинском языке. Все зарубежные фильмы мы стараемся сейчас дублировать на украинский язык. И процент украиноязычного продукта на нашем канале безусловно растет, особенно по отношению к прошлым годам. В конце концов, есть требования лицензии, где это четко прописано. Лицензия нам разрешает вещать в том числе и на русском языке, но есть определенные пропорции, и мы их должны соблюдать.
Приведу один пример. Компании «GFK» (опрос 10 — 12 тысяч семей по всей Украине) было заказано исследование телевизионного рынка. В том числе — факторы телесмотрения, т.е. что раздражает или влияет на поведение зрителя у телевизора: заставляет его раньше выключать передачу, отворачиваться, улыбаться... Самые сильные факторы, которые влияют на поведение человека, такие: наличие в семье человека преклонного возраста, ребенок до четырех лет, количество телевизоров в семье и др. И самым низким фактором влияния на восприятие зрителем информации и вообще телевизионного продукта оказался язык. Толерантная политика по отношению к русскому языку в Украине дала позитивный результат. На Востоке страны никого не раздражает, что фильм или новости идут на украинском языке, и там также их смотрят и понимают, о чем идет речь. А значит, этот язык уже а) не вызывает раздражения и б) известен, знаком. И, по большому счету, люди через ТВ изучают язык.
В ОЖИДАНИИ НОВЫХ ЗВЕЗД
— Неоднократно отмечалось, что на украинском телевидении не хватает актуального ток-шоу, в котором обсуждались бы ежедневные проблемы страны. Намерены ли вы занять пустующую нишу? Если нет, то почему?
— Такая потребность социума существует, мы чувствуем это. И действительно хотели бы иметь подобный проект в нашем эфире. «Хочу», к сожалению, не всегда тождественно «могу». На телеканале «Интер», как в любой развивающейся структуре, существует кадровая проблема. И то, о чем вы говорите, — высший пилотаж, это самый сложный уровень телевидения. А фон уже готов — мы можем сделать студию, научились производить хорошие декорации, их высвечивать, снимать хорошими камерами, есть умелые операторы.
— Вы упомянули о кадровой проблеме. Неужели Украина бедна телевизионными талантами? Нам на это недавно жаловался и господин Роднянский, а теперь...
— Я читал это интервью. И в какой-то степени согласен: есть личностная проблема. Есть две черты украинской журналистики, украинского телевидения сегодня — это небольшая, небогатая традициями история украинского телевидения с точки зрения производства. И второе, как логическое продолжение первого, — это действительно слабый приток профессионалов в телевидение и, может быть, слабый рост тех, кто в нем работает. Эта проблема существует.
Ведь когда кто-то из молодых журналистов поработает в команде, например, Познера, то это — незаменимый опыт. Это цепочка обмена опытом, постоянного обучения в течение жизни.
— В качестве примера быстрого профессионального роста можно упомянуть и вашу стремительную карьеру: от ведущего программы до руководителя канала.
— Однако на канале я с самого начала, седьмой год. А вообще на телевидении — двенадцатый.
— Какой принцип кадровой политики сейчас?
— Результат, амбиции, конструктив, и снова результат. Если человек много говорит и вроде бы по делу, но при этом только говорит, он полезен исключительно как участник мозговых штурмов. Есть люди, которые меньше говорят, хорошо впитывают, умеют слушать и умеют слышать. И которые затем реально берут и делают, а ведь это — самое сложное.
— Означает ли это, например, что если вам попадется талантливый парень откуда-нибудь из провинции, не по рекомендации, вы будете с ним сотрудничать?
— Без сомнения. Вообще это неважно — провинция или не провинция. Я сам родом из Запорожья. У нас на канале нет кастовости, потому что есть идеи, посыл. Совершенно точно.
— На кадры влияет и уровень постановки задач. А для того, чтобы с выражением читать Интерфакс в кадре, не нужно быть обозревателем, достаточно диктора... Ведь в Украине уже созрели некоторые явления, которые смело можно назвать пионерскими, более высокого качественного уровня.
— Согласен. И, возвращаясь к преемственности, традициям: безусловно, ни в коем случае не стоит посыпать голову пеплом и сетовать, что все пропало. И, поскольку нет традиций, говорить: давайте ничего не будем делать. Нет, это не так. Есть определенный продукт нашего производства, который оценен в той же России, есть определенные ноу-хау. Многие российские коллеги, знакомясь с технологией производства наших новостей, были поражены уровнем компьютеризации. Центральные российские каналы таких систем не имеют и работают по старинке. Так что нам есть чем хвалиться.
— Когда наметился, не то что спад, а какая-то новая волна депрессии на многих каналах, — скажем, оттеснили аналитические программы или заполнили эфир российским продуктом, — «Интер» не поддался всеобщему настроению. К тому же, у канала есть профессионалы, которые заслуживают самой высокой характеристики.
— Спасибо на добром слове.
— Однако в определенном сегменте журналистской среды сейчас обсуждают проблемы другого рода: ту же свободу слова. Журналисты «Интера» не требуют больше свободы?
— Я тоже слышу о каких-то скандалах, разговорах, и хочу похвастаться (в хорошем смысле этого слова). В этом плане на телеканале «Интер» есть проблемы, но проблемы исключительно во взаимоотношениях «руководитель — подчиненный». Это проблема результата, соотношения цены и качества. И это существует на любом предприятии, будь-то телеканал «Интер» или любой другой. Я бы не стал эту проблему связывать с политической ситуацией, свободой слова и тому подобное.
Кто-то уходил и возвращался, кто-то уходил и не возвращался. Но у нас действительно не было скандалов, хлопаний дверью во всеуслышание. Это показатель, потому что речь идет о людях, которые уже свободны от обязательств и могут сказать все, что думают. И несмотря на определенную текучку кадров, я не знаю ни одного факта, когда какая- то грязь о телеканале «Интер» была бы сказана.
СОВРЕМЕННЫЕ ТВ МЮЗИКЛЫ —УКРАИНСКОЕ НОУ-ХАУ
— Действительно, у нас много минусов. Но, тем не менее, есть и плюсы. Если говорить о последнем нашумевшем проекте «Золушка», то, если честно, у меня масса претензий к нему. Но при этом «Золушка» оказалась единственным фильмом, который по рейтингам выиграл у двух «Голубых огоньков». В России музыкальная сказка шла на ОРТ одновременно с «Голубым огоньком» РТР, а в Украине на канале «Интер» «напротив» «Голубого огонька» на канале «1+1».
— Ни один крупный канал сейчас не обходится без собственного производства сериалов. Удается конкурировать с россиянами?
— Мы занимаемся также кино-, телепроизводством. Кстати, мы создали нашу компанию, которая и занимается, и будет заниматься сегодня этим видом работы, то есть кинопроизводством, называется она «Фильм.ua».
— Хорошее название. Сразу понятно, о чем идет речь и кто этим занимается.
— Несколько наших проектов затрагивают часть новейшей истории и даже недавно произошедшие события. Утвержден к работе проект под названием «Европейский конвой», режиссером дал согласие быть Андрей Александрович Бенкендорф. Он как раз вернулся, закончив работу над четвертым циклом «Бандитского Петербурга». Сериал построен на реальных событиях. Если вы помните, год назад вся страна следила за захватом заложников в немецком банке и погоней через территорию Польши и Ровенщины. Министерство внутренних дел оказывает содействие и готово нам помогать в реализации этого проекта. Возможно, проект даже будет международным, совместно с польской стороной.
Можно вспомнить еще об одном фильме, премьера которого была первого января, — «Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь» (режиссер Оксана Байрак, в главных ролях Валентин Гафт, Любовь Полищук, Лидия Вележева). Этот фильм прекрасно прошел в нашем эфире. Он был продан сначала на российскую сеть «Ren TV». Это нечасто встречается в России, потому что обычно национальные каналы «1 канал» (ОРТ), РТР по- снобистски не любят показывать фильмы «вторым экраном». Тем не менее, недавно телеканал РТР приобрел право показа этого фильма на территории России. Таким образом, мы имеем уже целый ряд примеров успешных не только по рейтинговой отдаче или запоминающейся креативной идее, а и с точки зрения бизнеса проектов. Что, безусловно, дает нам оптимизм, веру в собственные силы и возможность работать дальше. В конце концов, мы создаем себя, мы создаем эту страну, мы создаем этот мир.