Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заграница не поможет

Инвестиции в высокотехнологичные отрасли придется искать в Украине
11 апреля, 2002 - 00:00

Естественно, в других странах, где такая модель уже давно реализуется, к Украине относятся, как к школьнику. К примеру, во вторник в Киеве проходил семинар «Международная практика и анализ кредитных рисков». Выступая на нем, посол Канады в Украине Эндрю Робенсон заявил, что его страна (Канада, после США, является ведущим донором технической помощи, предоставляемой Украине) ждет от нового украинского парламента разработки законов, которые бы способствовали привлечению инвестиций в Украину. Речь, по-видимому, идет о многострадальном законе «Об инновационной деятельности», повторно возвращенном 7 марта Президентом Кучмой в Верховную Раду для доработки на основе своих предложений. Можно предположить, что ввиду сложностей с наполнением бюджета Президент предлагает несколько урезать налоговые и таможенные льготы, предоставленные этим законом инновационным предприятиям. Сегодня трудно сказать, когда парламент сможет вернуться к этому законопроекту, но есть подозрение, что покрываясь пылью, этот закон (даже и с недостатками) принесет гораздо меньше пользы, чем в рабочем состоянии.

В конце февраля в Киеве проходила международная конференция по инвестированию высокотехнологичных отраслей, направленная на то, чтобы ознакомить венчурных финансистов с инвестиционным потенциалом украинских высокотехнологичных компаний. Как сообщалось, на ней была определена потребность украинского рынка высоких технологий в инвестициях ($0,5 млрд.).

Можно ли надеяться, что она будет удовлетворена? Уже через месяц после этой конференции представительница одного из венчурных фондов — Western NIS Enterprise Fund (Фонд поддержки предприятий в новых независимых государствах) — заявила, что не считает сектор высоких технологий приоритетным. «Это очень рискованный сектор и очень мало таких проектов, которые могли бы быть прибыльными», — объяснила она. В инвестиционном портфеле фонда 42% приходится на предприятия пищевой промышленности, 14,7% — на промышленность строительных материалов, 12,9% — на финансовые компании и 11,5% — на сельскохозяйственные предприятия.

Это означает не что иное, как нежелание западных инвесторов вкладывать в украинские предприятия с высокой степенью переработки конечной продукции. А именно высокотехнологичные отрасли (в которых высока прибавочная стоимость и доля оплаты труда в конечной продукии) является мотором качества жизни.

Похоже, правительство Украины осознает глубину проблем в инвестиционной и инновационной деятельности, как и то, что ошибки и нерасторопность в этом деле означают, что Украина будет проигрывать другим странам в конкуренции за инвестиции. Свидетельством этого можно считать недавнее создание межведомственной группы по выполнению Программы развития инвестиционной деятельности на 2002—2010 годы во главе с министром экономики и по вопросам европейской интеграции Александром Шлапаком. (Любопытно, что ей предписано популяризировать через СМИ положительный опыт работы по привлечению инвестиций в национальную экономику). Почти одновременно издан указ Президента Украины о мерах по повышению эффективности консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций, который призван улучшить условия для работы иностранных инвесторов.

Правительство пытается расширять инвестиционный и инновационный процессы за счет внутренних инвестиций. Премьер-министр Анатолий Кинах недавно заявил, что внутренние инвестиции являются «основой экономического развития страны и снижения экономической и политической зависимости от внешней конъюнктуры». Он подчеркнул, что в 2001 году объем внутренних инвестиций в украинскую экономику увеличился на 17% по сравнению с 2000 годом. «Это на порядок выше, чем те транши МВФ, о которых мы так долго говорим», — сказал премьер и подчеркнул, что до тех пор, пока в Украине не заработает эффективно национальный капитал, «в страну никогда в массовом количестве не придут иностранные инвесторы».

Впрочем, усиленное внимание к внутренним инвестициям можно рассматривать еще и как неуверенность правительства в том, что ему удастся привлечь в страну иностранный капитал. Многие эксперты утверждают, что сейчас для этого на международном рынке неблагоприятная ситуация. В результате поставлена под вопрос приватизация «Укртелекома» и облэнерго. Фонд госимущества даже не называет ее возможных сроков.

В этих условиях Украина предпринимает попытки активизировать внутренний инновационный процесс. Вчера председателем правления Украинской государственной инновационной компании назначен Владимир Рыжов, за спиной которого большой опыт работы в Администрации Президента и УСПП. Бывший руководитель компании Виктор Ткачук намерен продолжить свою деятельность по переводу Украины на инновационные рельсы развития, но уже с помощью частного капитала. Правда, в комментарии «Дню» он сказал, что в Украине еще не создано условий для перехода к инновационной модели, хотя спрос на нее, как в технологиях, так и в менеджменте инноваций, существует и растет. Но у государства сегодня совершенно нет знаний и опыта реализации инновационной политики, считает экс-руководитель компании, которую за последние четыре месяца пять раз пытались ликвидировать под тем или иным предлогом. То, что компании удалось устоять, по мнению Ткачука, заслуга коллектива и тех людей в правительстве и СНБО, которые понимают, что этот тонкий инструмент нельзя уничтожать, поскольку очередная ликвидация и реорганизация означала бы потерю старых долгов государству. «Госиннофонд», правопреемником которого затем стала Госинновационная компания, деньги выдавал практически без возврата и, по словам А.Ткачука, все знали, что в фонде их используют не по назначению. О компании этого уже не говорили, утверждает Ткачук. В результате страна, по его словам, «получила в области инноваций инструмент с репутацией», позволяющий приступить к построению новой модели экономики, в которой главное не проедание, а инвестирование в высокие технологии.

Теперь дело за малым — наращивать доверие к государству. Это, пожалуй, наиболее проблемный пункт любых инвестирующих и инновационных моделей в Украине.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ