Эта история хоть и попала на днях в поле зрения СМИ, однако, в общем- то, типична: с подобной проблемой сталкиваются или в любой момент могут столкнуться около 1,5 миллиона украинских семей, проживающих в ведомственном жилье. Поражает развязка: пострадали четыре женщины (одна получила черепно-мозговую травму). В селе Чабаны глава наблюдательного совета ОАО «Киевсельмаш» сознательно протаранил колонну обитателей принадлежащего заводу общежития — они в отчаянии вышли пикетировать предприятие…
…На лестничной площадке — две двери, за ними — вправо и влево тянутся длиннющие, давно не крашенные коридоры (где сушится белье, стоит обувь, хранится часть хозяйственной утвари и т.д.), ведущие в одну общую обшарпанную кухню и пять 12-метровых комнаток. Во многих из них ютятся семьи из трех человек. Неважно, что некоторым из «детей» — уже впору заводить свою семью…
Говорят, капитального ремонта в «общаге» за все время ее существования (с 63-го года) так и не было: в это охотно верится, особенно глядя на закопченные обои, облупленную краску, плиты, в которых из четырех работают одна-две комфорки, стены, изъеденные грибком. В квартире одного из подъездов к коридорной стене детей зимой боятся подпускать: постоянно мокрая, она, к тому же, бьется током. В общем, картинка весьма подходящая для описания «радостей» социалистического коммунального сосуществования. Однако пусть и изрядно прохудившаяся, но крыша над головой у сотрудников завода «Киевсельмаш» и работников социальной сферы села Чабаны Киевской области все же есть.
За ремонт предприятие решило-таки взяться: в одном из освобожденных от жителей блоков (процесс сопроводился обещанием — собственно, так и должно быть по закону — по окончанию работ всех обитателей вернуть на место) вовсю внедряется пресловутый «евростандарт». Вскользь упомянем о том, что реконструкцию, по утверждению местных жителей, начали без разрешения соответствующей архитектурной комиссии. А вот естественное недоверие, которое базируется на десятках историй с похожими отселениями и последующими невселениями, усилилось, когда в общежитие стали захаживать люди… посмотреть на продающееся по объявлению жилье, а многим пока еще оставшимся в «общаге» (тем, кто не работает на заводе) — подняли стоимость проживания до 180 гривен. Напомним, за комнатку в 12 квадратных метров на семью. Как говорят компетентные люди, один из многочисленных законодательных документов, родившийся в государстве, предполагает установление платы за «койко-место» (коммунальные услуги сюда не входят) в размере 60 гривен. То есть вроде как — в расчете на эту самую семью — все сходится. Вот только почему-то «размахивание» перед носом у распорядителя жилья бумажками, свидетельствующими о наличии льгот, силы в Чабанах не имело. А вот это уж точно не по закону, пусть даже и не совершенному.
В двух селах, объединенных одним сельсоветом, — восемь тысяч жителей. В распоряжении местных органов власти довольно большая для таких населенных пунктов социальная инфраструктура: две медамбулатории, два детских сада, две библиотеки, музыкальная школа. В общем, с жилым метражом для бюджетников — целая проблема: Чабаны в данный момент лишаются услуг одного из врачей, поскольку семью последнего некуда поселить. В злополучной «общаге», в которой, видимо, в качестве тонкого намека, на три дня недавно отключили свет, — две трети семей работников социальной сферы…
Позавчера должностные лица с пикетчиками встретились. Законность или незаконность новых коммунальных тарифов силами специально созданной комиссии (куда войдут и жители дома) пообещали пересмотреть.
Равно как и проследить за тем, чтоб чабановское общежитие в дальнейшем использовалось, как молвится, «по целевому назначению». Представители другой стороны — директор «Киевсельмаша» и таранивший колонну пикетчиков глава наблюдательного совета Николай Лобос — на встречу не пришли. Первый «свернул за угол», увидев телекамеру. Второй, как утверждают, отказался предоставить машину работникам Госавтоинспекции для проверки, а кроме того, подал встречное заявление о факте нападения на его машину.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
…Результаты тематической проверки в первом квартале прошлого года Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики ошеломляют: нарушения обнаружили в 87% объектов ведомственного жилья (то есть в 231 из 265 зданий). Главным образом нарушаются конечные сроки неотложной ликвидации выявленных или заявленных неисправностей элементов жилого дома, санитарные нормы проживания, тарифы на оплату жилья, порядок их ремонта и содержания. Ситуация нередко превращается в классический замкнутый круг: невыплата зарплат работникам предприятия — неуплата за коммунальные услуги последними — невозможность найти средства на реставрацию и капремонт домов.
Законом от 99-го года «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности», конечно, предусмотрен переход ведомственных зданий на баланс муниципалитета и территориальных органов власти. Но вторые далеко не всегда горят желанием брать на плечи лишнюю обузу. Кроме того, смена балансов может произойти только при условии паевого участия в размере 30% от суммы содержания дома для его бывшего хозяина, на что нередко у этого хозяина средств нет. Еще более существенный нюанс: владельцы не всегда стремятся отдать. Во-первых, закон разрешает смену балансов при условии обоюдного согласия сторон. Во-вторых, законодательные «дырки» позволяют 47-ю статью Конституции, гарантирующую каждому гражданину право на жилье, красиво обходить. К примеру, многочисленные поправки к еще советскому Жилищному кодексу мало последнему помогли: комнаты в общежитиях семейного типа приватизировать пока что нельзя, про сами же здания там не говорится ничего. А вот изменения 2002 года к упоминавшемуся Закону «О передаче объектов права…» приватизацию квартир уже разрешают. Закон о собственности — позволяет предприятиям пользоваться зданиями по своему усмотрению. В свою очередь, в документе «О передаче объектов…» речь идет приблизительно о следующем: если на базе предприятия создается какое-нибудь очередное АО, ведомственное жилье передается ему лишь в управление, но не переходит в собственность. Но для «управляющих» последний нюанс нередко остается «за кадром». Равно как и другая норма: невозможность выселять, не предоставив другое равноценное (!) жилье. По одному из постановлений Верховного Суда — такое, которое позволило бы снять человека с квартирной очереди.
Уполномоченный по правам человека Нина Карпачева не так давно направила премьер-министру страны обращение, в котором указывалось на систематическое нарушение конституционных прав сограждан. Похожий документ пришел от пяти депутатов и в Фонд госимущества. Ответы, в которых с необходимостью упорядочить законодательство верховные мужи соглашаются, уже получены. Тем временем «горячая линия» Минюста (тел. 253-75-89) продолжает получать десятки жалоб от «ведомственных».