Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запад начинает понимать, что... не понимал России

28 октября, 2003 - 00:00


Ведущий специалист Центра изучения конфликтов при Британской военной академии, лектор Оксфордского университета Джеймс Шерр хорошо знаком с постсоветской политикой. Его взгляд на «тузлинский спор» несколько неординарен, если принимать во внимание достаточно отстраненные и однообразные комментарии по этому поводу дипломатов, представляющих западные государства в Украине. Но именно этим оценка Шерра и примечательна: то, о чем дипломат может только думать, свободно выскажет независимый эксперт. Кстати, еще в разгар войны в Ираке британский специалист призывал Владимира Путина устранить советников, которые «завели его в сегодняшний тупик» (имелся в виду тактический проигрыш России в сложной дипломатической борьбе вокруг Багдада). Призыв эксперта с Туманного Альбиона вряд ли утратил актуальность — теперь по поводу Тузлы.

— Ситуация с Тузлой — это провокация, тайный cговор, предвыборная борьба или что-то еще?

— Все вместе. Россияне наилучшим образом реализуются, когда их действия имеют несколько мотивов. В этой ситуации дело обстоит именно так. Данная акция — это то, что в старой методологии КГБ называлось «комбинация». Она призвана одновременно достичь нескольких целей, а также развить несколько различных перспективных возможностей и определить пределы возможных последующих действий. Во-первых, Россия пытается установить, хватит ли Украине воли и духа дать отпор, защитить себя? Во-вторых, узнать, не утратил ли Запад интереса к Украине и поддержит ли ее? В-третьих, выяснить, настолько ли Запад отвлечен тем, что происходит в Ираке, трениями между Европой и Америкой, проблемами терроризма, экономическими проблемами, что не заметит происходящего вокруг Тузлы? Это не только провокация, но также «проба» и «опыт». Это — эксперимент. Тузла — классический пример преемственности прошлого «чекистского» стиля. Это исходит непосредственно от государства.

— Как Запад относится к проблеме Тузлы? Есть ли в этом вопросе угрозы интересам Запада? И готов ли он вмешаться в эту проблему?

— Запад вряд ли собирается вмешаться в эту проблему. Но есть и хорошая новость: происходящее на Тузле может возобновить почти прекратившиеся дебаты на Западе о том, что более преуспевающая, более либеральная Россия станет и более самоуверенной — особенно в вопросе восстановления империи. А в последнее время россияне начинают говорить об этом все громче. И не только люди, которых Запад ассоции рует с российским шовинизмом, но и те, кто ассоциируется с демократией и либерализмом, например Анатолий Чубайс. И пиком подобной тенденции стала Тузла. Я думаю, что теперь Запад начнет обращать на это более пристальное внимание. Запад начинает понимать то, что, возможно, не понимал Россию или понимал ее неверно. И это очень важно.

— Ваш сценарий развития ситуации вокруг Тузлы?

— Я предсказал бы, что все уже решено в России, и что кризису не будет позволено пересечь любые «красные линии». Это — эксперимент, форма разведки. Я думаю, что ситуация находится под контролем и, конечно, она произошла не случайно. И хоть россияне могут не до конца осознавать долгосрочные последствия, но, как и всегда, на тактическом уровне они знают, что делают.

Беседовал Сергей ЕРЕМЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ