Советский гриф «секретно» в свое время на долгие годы скрыл много тайн. Однако «все тайное становится явным». Герой одной такой рассекреченной тайны живет в Житомире. До недавнего времени даже близкие и друзья 43-летнего житомирянина Юрия Кравца не догадывались, что в апреле 1985 года этот человек спас от ядерной катастрофы Украину и Беларусь. В этой драматичной и героической истории до сих пор не поставлена точка...
«После окончания Киевского политехнического института я попал в войска связи, — рассказывает Юрий Владимирович. — Служить пришлось в Ровно. Причимал участие в монтаже Кузнецовской АЭС. Довольно часто нас — связистов — привлекали к сопровождению военных эшелонов: от советско- польской границы до атомной станции».
Тот апрельский день восемьдесят пятого года не предвещал ничего необычного. Обычная рутинная работа — сопровождение секретного военного поезда. Эшелон прибыл из Восточной Германии и направлялся через Беларусь в Красноярск. Солдаты-связисты сели в Бресте в специальный прицепной вагон. Среди них — и 23-летний сержант Юрий Кравец, которому уже через несколько часов судьба приготовила настоящее испытание на мужество.
Ночью эшелон остановился на маленькой станции Жабинка — недалеко от Бреста. Юрий вышел из вагона — перекурить, размяться. В глаза бросился стоявший рядом бензовоз. Через несколько минут послышался звук приближающегося поезда — на соседний путь прибыл пассажирский экспресс. «Москва- Берлин» — прочитал солдат надпись на вагоне.
Все, что случилось далее, напоминало кошмар. Внезапный сильный ночной ветер оборвал провод, который упал между двумя поездами — прямо на бензовоз! Автомобиль мгновенно вспыхнул.
«Времени на размышления не было, — вспоминает Юрий. — В любой момент бензовоз мог взорваться. В пассажирском поезде уже началась паника — люди заметили огонь и с криками стали выскакивать из вагонов. К бензовозу подбежали несколько моих друзей-солдат, мы попытались гасить огонь подручными средствами, но это было бесполезно».
И тогда Юрий Кравец вскочил в машину и отогнал бензовоз на несколько десятков метров от обоих поездов. Когда бажал назад, заметил на подножке купейного вагона берлинского экспресса маленькую девочку. Вокруг стоял шум, бегали перепуганные пассажиры, ребенок плакал, а рядом никого не было. Солдат схватил ребенка и побежал в безопасную сторону. Вдруг прозвучал сильный взрыв — взлетели в воздух канистры с горючим на прицепе бензовоза. Ударная волна сбила Юрия с ног. Падая, он накрыл собой девочку...
...Только спустя много лет открылась жуткая правда. Тот секретный военный эшелон перевозил отработанное ядерное топливо из восточногерманской Грейфсвальдской атомной станции. А это тысячи тонн ядерных отходов. Если бы пожар перекинулся на «ядерный поезд» — произошло бы непоправимое: огромные территории Беларуси и Украины накрыло бы радиоактивное облако, пришлось бы эвакуировать сотни тысяч людей, а название «Жабинка» стало бы синонимом ядерной катастрофы — за год до Чернобыля...
Однако в ту адскую ночь Юрий Кравец об этом не думал, да и не мог этого знать. Он передал целую и невредимую девочку ее счастливым родителям — молодым немецким супругам. «Родители сначала испугались, увидев кровь на теле ребенка, — вспоминает Юрий Владимирович. — Но я жестами объяснил им, что это моя кровь — мне иссекло осколками руки». Больше никто из пассажиров обоих поездов не пострадал.
Утром, когда пожар погасили и паника стихла, родители пятилетней Барбары и ее спаситель обменялись фотографиями — на память.
Вскоре военное руководство Юрия Кравца направило в Москву письма с ходатайством о награде. Ждать реакции пришлось... несколько лет. Когда Юрий уже работал инженером в Житомире, из министерства обороны СССР пришел шокирующий ответ — никакой аварии не было, поэтому ни о какой награде не может быть речи. Сработал жестокий закон советской тотальной секретности — секретный поезд, секретный пожар. Секретный подвиг...
Свою «крестницу» Юрий Кравец снова увидел только спустя пятнадцать лет. В 2000 году двадцатилетняя Барбара Мачулла разыскала своего спасителя через газету «Голос Украины». В том же году они встретились в Киеве. А вскоре в Германии вышла книга об апрельской драме на станции Жабинка. Автор, журналистка Софе Рильке, исследовала секретные документы и установила, что тот злосчастный поезд перевозил ядерное топливо. Именно тогда стали понятны масштабы потенциальной катастрофы, которой избежал мир благодаря украинскому солдату.
...Сегодня Юрий Кравец работает заместителем начальника управления Пенсионного фонда в Житомирской области. Этот веселый, еще молодой мужчина не очень любит вспоминать тот апрельский день двадцатилетней давности. Память, которая навсегда с ним, — шрамы от осколков на обеих руках. О героическом поступке Юрия Кравца знают и помнят в Германии, Беларуси, России, даже во Франции (в поезде «Москва — Берлин» в тот день ехали и двадцать французов). Недавнее ходатайство белорусских и российских экологов о награждении украинского героя орденом «За мужество» утонули в бюрократическом бумажном океане. Недавно «засекреченный» подвиг Кравца наконец признали и в Украине — он получил знаки отличия Министерства по чрезвычайным ситуациям и Госнадзорохрантруда. Теперь ряд отечественных общественных организаций направили ходатайство Президенту Ющенко о присвоении Юрию Кравцу звания «Герой Украины»...