С недавних пор, когда представители Энергонадзора пригрозили обесточить мое жилье за несвоевременную оплату, я перестал смотреть на ветер как на атмосферное явление или, скажем более высокими словами, как на источник вдохновения. А началось все с Тышковки. Именно в этом селе нашего Новомиргородского района (Кировоградская обл.) мы снимали однажды материал для очередной программы нашей телестудии. Там и познакомились с Борисом Павловичем Лусканом. Сперва мы увидели творение его рук. А не увидеть было сложно: на отшибе села, где когда-то была одна из многочисленных экономий графа и сахарозаводчика Бобринского, расположен дом, чей двор украшала установленная на мачте многолопастная ветроустановка довольно изящной конструкции, менявшая время от времени ось своего вращения, в зависимости от направления воздушного потока. Благо хозяин был дома и охотно поделился своими рецептами выживания в наше непростое время. На КСП, а тем более на государство рассчитывать сейчас сложно, поэтому Борис Павлович, подобно большинству крестьян, сделал упор на свое собственное натуральное хозяйство, где, кроме огорода, содержит немалое число голов скота и птицы. Но одно дело — гнаться за количеством, а иное — задуматься об экономии и уменьшении себестоимости производимого сельхозпродукта. И он решил начать с элементарного: экономии электроэнергии.
— Идея постройки собственной ветроэлектростанции, — говорит Борис Павлович, — возникла у меня сразу же после того, как я сюда переселился. Определил сразу: из яра постоянно дует ветер, так что простаивать ветряк не будет. И хоть я по специальности не энергетик, а строитель, все же кое-какие навыки имею в этой области. К тому же, в 50-х годах, когда село еще не было электрифицировано, мы с братом на деревянном столбе установили двухлопастный пропеллер и небольшой генератор. Все село по вечерам сидело при керосиновых лампах, а мы при электрических и могли слушать радиоприемник. А когда столбы общей энергосистемы прошагали и через наш регион, надобность в самоделке отпала — электроэнергия была дешевая. Но вот сейчас, во время энергетического кризиса, я вспомнил о своем юношеском увлечении. Конечно, никаких чертежей и схем под рукой не было. Намучился при установке угла атаки лопастей. Но все же методом проб и ошибок собрал, установил и отрегулировал эту конструкцию на оптимальный режим работы.
Что же собой представляет ветроустановка Лускана? Несколько десятков алюминиевых лопастей диаметром вращения в три метра с помощью одиннадцатиметровой карданной передачи питают танковый генератор мощностью в три с половиной киловатта. Вверху турбина дает 60 оборотов в минуту, а внизу они преображаются в 800 оборотов вращения, что позволяет получать постоянный ток величиной в 30—50 ампер. Но энергия не всегда нужна, поэтому, чтобы система не работала в холостую, Борис Павлович заряжает с помощью ветра аккумуляторную батарею общей емкостью в две тысячи ампер-часов. Здесь же установлен и преобразователь. Из 12 вольт постоянного тока он дает 220 вольт переменного, да еще с промышленной частотой в 50 герц.
В последнее время Тышковку, впрочем, как и другие населенные пункты нашего региона, частенько отключают от общей сети энергоснабжения. В таких случаях Борису Павловичу его ВЭС и собственная энергосеть помогают не только в деле банального освещения, но и при просмотре телевизора, а главное — его индивидуальный инкубатор при высадке яиц ни разу не отключался, что позволило сберечь всю птицу, как говорят, еще в зародыше.
Работами Лускана заинтересовались земляки из соседнего поселка Капитановка, райцентра и окрестных сел. А после того, как сюжет о нем был показан по местному телеканалу, количество энтузиастов ветроэнергетики в округе резко увеличилось. Многие обращались за советами к нам, телевизионщикам, а не к герою нашего материала. Вынуждены были взять на себя функцию координаторов разрозненных попыток обуздать энергию ветра, а это, надеюсь, позволит мне в общих чертах обобщить опыт энтузиастов нового, вернее — хорошо забытого старого дела.
Главная проблема — в отсутствии материалов. Из-за современной «металлической вакханалии» люди вынуждены лопасти ветроколес изготавливать не из прочного металла, а из дерева, быстро поддающегося износу. Да и малооборотные, но мощные генераторы днем с огнем не сыщешь. Ощутимо и отсутствие информации. Ныне многие отечественные бизнесмены, изучив опыт голландцев в ветроэнергетике, заняты в основном импортом из-за рубежа недешевого для деревни ветрооборудования, а иные просто продают чертежи и схемы, как собственное ноу- хау. Поэтому местные умельцы предпочитают обмениваться тяжелым опытом собственных удач и просчетов. Хорошо, если еще попадется под руки подшивка «Радио» полувековой давности со схемами или популярная брошюра Е.Фатеева того же времени...
Некоторые земляки Бориса Лускана, встав на извилистую стезю собственной электрификации, мечтают расширить сферу применения энергии ветра. И поскольку газификация нашей местности только начинается, а за дорогой уголь из-за скудности бюджета не начисляют субсидию, они решили энергию эту использовать летом для подогрева воды, а зимой — для обогрева собственного жилья. Хватит ли мощности установки, достаточно ли будет материалов, знаний, опыта, настойчивости, наконец, — покажет будущее.