Встреча Виктора Ющенко с представителями отечественной прессы в среду под вечер прошла в не настолько «узком кругу», как это представлял себе каждый из приглашенных. Но это обстоятельство и даже уже ставшее притчею во языцех опоздание лидера «Нашей Украины» на полтора часа не помешали мне, впервые увидевшей Ющенко за время избирательной кампании «вживую», получить свою порцию впечатлений. Мне не раз приходилось читать о демократизме и доброжелательности, сопровождающих публичные мероприятия этой команды. Легкость и почти домашность этой встречи я почувствовала буквально с первых минут. Не покоробила мягкая просьба охраны предъявить документы и показать содержимое сумочки. Возможно, потому, что необходимость в этом реальна и обоснована. В отличие от излишне строгого контроля при визитах в госучреждения. Скорее умиление, нежели раздражение, вызвали два непосредственных охранника кандидата, посетивших зал накануне пресс- конференции и по-дружески попросивших журналистов не бегать за спиной у Ющенко. Во время ожидания нить связи между кандидатом и журналистами держала пресс-секретарь Ирина Геращенко, которая просила подождать «ну, еще пять минут» и обещала, что он уже «честно, идет». Никто особо не сетовал. Привыкли, наверное. Да и абсолютно очевидным является факт сочувствия и поддержки лидера оппозиции преимущественным большинством журналистского сообщества.
Наконец прибыл главный герой встречи. С порога извинился за опоздание и заботливо поинтересовался, покормили ли хоть нас? Разговор начали оперативно, без лишних предисловий. Сперва свои вопросы задали представители иностранных телеканалов, которые срывали уже все оговоренные сроки выхода их сюжетов в эфир. Четыре вопроса, которые они задали Ющенко, касались его болезни, планов относительно консолидации расколотого выборами общества, отношений Украины с Евросоюзом и Россией и намерений тысяч сторонников Януковича сразу же после голосования прибыть в Киев. Спокойные, пусть даже немного затянутые ответы (казалось, он хочет лучше донести свою мысль), лично мне импонировали гораздо больше агрессивности и жесткости, демонстрируемой в последнее время оппонентом Ющенко.
О БОЛЕЗНИ
Говоря о своей болезни, Виктор Ющенко предупредил, что не хотел бы, чтобы эта тема сейчас муссировалась и переплеталась с 26 декабря. Потому что, по его мнению, здесь как на этическом, так и на политическом уровне могут возникать массовые спекуляции. Впрочем, на вопрос все-таки ответил. И главным тезисом ответа было утверждение: «Я здоров».
«Я очень рад заключению, которое в ближайшие дни официально выдаст клиника «Рудольфинерхаус» относительно моего состояния. Заключению, в котором будет сказано, что у меня нет проблем ни с одним внутренним органом, что я физически полностью здоров, — сказал Ющенко. — Визуальные же последствия устраняются. Но, к сожалению, не сразу, и на некоторое время с ними придется свыкнуться». «Вопрос о моем здоровье поднимается исключительно с одной целью — дискредитировать меня как оппонента. Мол, у меня не то лицо, не то здоровье. А рядом другой человек — 120 килограмм, розового цвета. Но я убежден, что люди выбирают сегодня не по весу и не по лицу — сегодня президента оценивают по его морали, его мировоззрению, его способу виденья того, как сделать эту страну нормальной».
Лидер оппозиции также еще раз подтвердил версию об отравлении: «Я сам себя не травил. Меня отравила украинская власть. Сегодня много обстоятельств вскрываются о дне, когда это произошло, за каким ужином мог быть подкинут этот яд. Вся проблема в том, что я не все доел и не все допил из того, что мне давали. Это проблема той стороны — что я остался жив. В тот вечер у меня было два ужина. Один — в компании близких мне людей. Все ели, что называется, из одного казана. Все живы-здоровы. Второй ужин был деловым... Я не хочу выходить на персоналии. Генеральная прокуратура, которая открыла криминальное дело по моему отравлению, имеет перед собой легкое задание — как выйти на круг людей, которые имели причастность к покушению на мою жизнь».
О ВОСТОЧНОМ ДЕСАНТЕ
Накануне Виктор Янукович сообщил о том, что в Киев 26 декабря приедут тысячи его сторонников, чтобы «не допустить в стране переворота». Его оппонент прокомментировал это так: «У меня нет сомнений в большой победе 26 декабря. И у нас нет потребности силовыми методами что- либо доказывать. Народное слово на выборах — это главный аргумент, который уберет основания для любых полемик и дебатов со стороны оппонента. И ни десятки тысяч, ни сотни тысяч людей ничего не смогут сказать против законного слова выборов. Я не вижу перспектив такого сценария. И советую политикам, которые планируют такого рода мероприятия, пересмотреть свои планы. Я понимаю, что у Януковича остается один путь — сесть на очень горячую, очень конфликтную в Украине тему и поддерживать ее температуру. Но я бы Виктору Федоровичу этого не рекомендовал. Думаю, ему нужно сохранить достоинство. Это ведь не конец жизни и деятельности. У него есть поддержка миллионов людей. И ее нужно ценить и не рассыпать, как бисер на вещи, которые не служат обществу и государству. Рано или поздно все это поймут. И темы сепаратизма, двойного гражданства, статуса русского языка приведут к тому, что большинство людей, которые являются сторонниками моего оппонента, увидят, что король — голый. Увидят, что это не те идеи, которые реально помогут решить важные проблемы нашей страны. Моя же политика будет заключаться в том, чтобы провести общенациональный «круглый стол» с участием политической, деловой, журналистской, духовной элиты. Я уверен, что вместе мы выстроим честную прозрачную национальную политику и стратегию».
О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
«Все, что происходит до 26 декабря с точки зрения кадровых назначений в системе власти — это не есть кадровая политика блока «Сила народа» и наших партнеров. Мы будем исходит из того, что формирование Кабмина — это хороший повод дополнительно сцементировать парламентское большинство — большинство нового типа. Я не буду возражать, если, кроме победителей, в это правительство придут наши партнеры — по тем позициям, которые совпадают с стратегией и логикой нашей политики.
Я не исключаю того, что в нашей команде могут возникнуть определенные расхождения относительно состава той или иной части правительства. Я проведу массу переговоров, чтобы снять это напряжение. Что касается поста премьера, то есть несколько кандидатур, которые в нашем кругу обсуждаются. Я ни одной из этих позиций пока не дал ход, потому что убежден, что еще не время заниматься этими вопросами. Как только мы достигнем своей приоритетной цели 26 декабря, я приглашу своих партнеров за «круглый стол» и выскажу свое мнение относительно этой кандидатуры».
Ющенко также отметил, что новое правительство на существующей коалиционной основе может быть сформировано в конце января — начале февраля 2005 года.
ОБ ИНАУГУРАЦИИ
«Избирательная комиссия, в лучшем случае, объявит результаты 31 декабря. Учитывая, что идут рождественские праздники, которые продлятся до 14 января, я считаю, что инаугурацию следовало бы отложить до конца праздников. Это важное событие, которое должно венчать «оранжевую революцию» и ту политику, которую мы — «Наша Украина» и наши партнеры — отстаивали с марта 2002 года. Это большой праздник, и хотелось бы, чтобы он проводился не впопыхах, а свободно, осмысленно, на государственном уровне».
О БЮДЖЕТЕ
«К бюджету, который будет представлен в декабре, мы не имеем никакого отношения — с точки зрения его целей, структуры, дефектов. Это работа команды Януковича. Но мы понимаем, что желательно, чтобы до 21 декабря бюджет был принят, хотя бы в части межбюджетных отношений, чтобы не произошел паралич работы финансовой системы от центра и до сельсовета. После победы мы, конечно же, внесем изменения в этот бюджет, попробуем сделать его социальным и гуманным. И первое, что мы сделаем, — предвыборные надбавки пенсионерам переведем в пенсии. Ни про какой откат назад, ни про какие изменения этого показателя не может быть и речи. Но мы осуждаем такую форму работы с пенсионерами, потому что она сделана для манипуляции мнением этих людей. Хотя понимаем, что эту проблему следует разрешить на уровне новых официальных пересчетов».
КАК ОБЪЕДИНИТЬ СТРАНУ?
«Почему этот вопрос не задавали Кучме, когда его поддержало 14 областей на выборах? Почему тогда не ставился вопрос о разделении Украины? Меня поддержало во втором туре 17 областей Украины и город-герой Киев. 26 декабря мы ожидаем победу в 19— 21 областях Украины. Сам по себе вопрос о разделении Украины не существует. Нет противоречий между разными регионами Украины относительно видения перспектив развития государства. Но есть желание политических аутсайдеров, которые проиграли выборы и которые не имеют перспектив остаться в украинской политике на честных основаниях, цепляться за ностальгию, культивировать и разжигать ее с одной только целью — создать себе политическое поле для деятельности в определенных регионах Украины. Я считаю, что ни идеи сепаратизма, ни федерализации страны не будут поддержаны ни в политических кругах, ни, прежде всего, в народе. Это плохой сюжет для плохих политиков».