Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Зеленый» и перспективный...

Из 4,6 млн. личных крестьянских хозяйств лишь 10% хотят заниматься агротуризмом
7 июля, 2011 - 20:37
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Все большую популярность наряду с отдыхом на морях или в других странах завоевывает «зеленый» туризм. Его еще называют сельским или агротуризмом. Гостеприимство местного населения, вкусная домашняя еда, народные ремесла, история определенного региона и конкурентные цены — главные преимущества такого продукта. Многие туристы едут в село, чтобы почувствовать атмосферу настоящей сельской семейной жизни, чтобы «повариться» в крестьянском быту, почувствовать, так сказать, народность изнутри.

Интересно, что в Европе это направление давно активно развивается. Так, в Польше в сельской местности почти 100 тысяч «зеленых» койко-мест, а в странах ЕС — около двух миллионов. Это преимущественно гостевые комнаты, отдельные дома и обустроенные помещения. Рекламируют агротуризм в Европе через специальные туристические каталоги и Интернет. Очень много внимания европейцы уделяют формированию сети постоянных клиентов.

В Украине, в отличие от мира, понятие «сельский туризм» и его ведение еще четко не прописано в законодательстве. Однако несовершенство буквы закона не помешало этому направлению развиваться в течение последних 15 лет. Сегодня почти половина украинских собственников личных крестьянских хозяйств, занятых в этой сфере, сделали «зеленый» туризм основным видом деятельности.

Официальная статистика о количестве «зеленых» хозяйств в Украине отсутствует, однако, как говорится в исследовании Госземагентства Украины в рамках проекта Мирового банка, в настоящий момент происходит ускорение этого направления. «Украина может похвастаться приблизительно 1 тыс. «зеленых» хозяйств в 20 областях, которые одновременно могут принять около 10 тысяч гостей», — говорится в исследовании.

В целом наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа хозяйств, которые предоставляют услуги в сфере сельского туризма. Только в Карпатском регионе их ежегодный прирост за последние три года составляет 20—30%. Потенциально же — это 10% от 4,6 млн. личных крестьянских хозяйств, которые хотят предоставлять услуги в сфере сельского туризма, приводятся данные в исследовании Госземагентства. «Зеленый» туризм преимущественно развивается в Карпатах, на Слобожанщине, Полесье, Подолье. Более 60% существующих «зеленых» усадеб расположены именно в Карпатском регионе. Как правило, это небольшие предприятия, где работает 5 — 20 человек. В нетуристических регионах селяне в основном предлагают 2-4 комнаты без туалета и душа или помещения, смежные с комнатами хозяев.

Заниматься «зеленым» туризмом украинцев пока еще вынуждает прежде всего дефицит рабочих мест в своем регионе, тогда как в Европе давно поняли экономическую выгоду такого дела. Европейский Союз видит в сельском туризме основной рычаг экономического подъема своих сельских территорий. По подсчетам экспертов Европейского банка реконструкции и развития, обустройство в городе выходца из сельской местности обходится в 20 раз дороже, чем создание условий для его жизни и работы в селе. Также подсчитано, что доход, полученный от одного койко-места, эквивалентен доходу, который за год приносит фермеру одна корова!

По данным экспертов Европейской федерации фермерского и сельского туризма, из 100% «зеленых» туристов 35,2% в 2009 году «убежали» в село от напряженного ритма городской жизни; 20,2% — объединили отдых с активными самодеятельными путешествиями; 17,3% — отдохнули на природе и т.п. Статистические исследования показывают, что 35% горожан в ЕС отдают преимущество отпуску в сельской местности. В Голландии их часть особенно высока — 49%. Из общего количества европейских агротуристов 86,7% — это в основном молодежь до 33 лет из больших городов (с населением более 100 тысяч).

КОММЕНТАРИЙ

Владимир ВАСИЛЬЕВ, председатель правления Союза содействия развитию сельского зеленого туризма в Украине:

— Есть несколько проблем этого рынка, и они связаны с его участниками. Первая проблема в том, что сельские жители недополучают информацию о возможностях своих ресурсов и размерах экономического эффекта от них. Поэтому, говоря о развитии этого вида туризма в регионах, нужно иметь в виду не только традиционно туристические регионы — Крым и Карпаты, но и всю территорию страны, кроме Чернобыля. В мире этот вид деятельности развит во всех сельских поселениях, где привлекательны ландшафты, природа, культура. У нас все это есть во всех регионах.

Вторая проблема — нужна благоприятная нормативно-правовая среда. Следует дать определение, что такое сельский туризм, разделить его с гостиничным. Дать определенные стимулы от государства. Так, в Польше и Беларуси пять комнат или восемь кроватей в Швеции и Румынии — это предел для физического лица, занимающегося «зеленым» туризмом, что позволяет не платить налоги и не сертифицировать свою деятельность. То есть это определенная преференция со стороны государства. У нас эти вопросы остановились на уровне разработки законопроекта еще в 2003 году.

Следующая проблема касается иностранцев. Отправляясь в определенную страну, они прежде всего выясняют, какие культурные ценности и достопримечательности там есть, где остановиться, какие условия проживания. Но в Украине каждый хозяин хочет иметь свою булаву, логотип, сайт и остальные атрибуты. Иностранец теряется среди этого многообразия. В Европе эту проблему решили, введя унификацию с системой одинаковых знаков и логотипов для хозяйств «зеленого» туризма.

Жаль, что в контексте Евро-2012 наши власть предержащие не дают ни копейки на перестройку этих усадеб. В Украину в большинстве своем приедут не VIP-персоны, а обычные люди, футбольные фанаты. В Европе цена проживания обычно составляет 20 — 50 евро в сутки. А в наших гостиницах сколько? Ведь люди будут искать дешевые места. Евро-2012 могло бы очень посодействовать развитию и популяризации этого вида туризма в Украине. Именно поэтому мы сегодня принимаем участие в проекте Совета Европы «королевский путь». Этот проект проходит со стороны Польши через существующий транспортный коридор во Львовской, Ровенской, Житомирской и Киевской областях. Поэтому мы работаем над тем, чтобы иностранные туристы, зайдя на портал европейского культурного центра в онлайн режиме, получали информацию об исторических и культурных памятниках и местах их расположения по украинской части этого пути.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ