Вчера Юго-Западная железная дорога демонстрировала на одном из столичных вокзалов «отдельные предметы съемного инвентаря» пассажирских вагонов и, в частности, постельное белье. На выставке оно, конечно, выглядело великолепно, но каждый, кто пользуется в последнее время украинскими железными дорогами знает, что зачастую проводники выдают его довольно таки сырым, а иногда и просто рваным. Не новость для пассажиров также грязные вагоны и отсутствие билетов на полупустые поезда. Словом, в реальной жизни выставку мало что напоминает. Хотя во времена покойного министра транспорта Георгия Кирпы (в чем бы его сейчас, посмертно, ни упрекали) в выставках не было особой потребности, поскольку пассажиры видели обновленную железную дорогу.
Впрочем, само проведение упомянутой выставки уже свидетельствует о стремлении к переменам и о том, что на железной дороге внедряются новые стандарты. Естественно, перемены случаются не только на таком уровне. Днями, например, стало известно, что президент Украины Виктор Ющенко подписал указ об увольнении Зенко Афтаназива — заместителя министра транспорта и связи — генерального директора «Укрзализныци» в связи с ликвидацией должности. Министерство, конечно же, поддержало инициативу Президента. «С разделением постов заместителя министра и генерального директора «Укрзализныци» начинается новый стратегический подход к транзитной политике Украины, реформирование государственной монополии», — говорится в пресс- релизе министерства. Отныне на замминистра возлагается задача выработки и реализации единой тарифной политики на железнодорожном транспорте, в том числе в отношении сквозных тарифов, взаимодействия с транспортными ведомствами других стран и т.д. и т.п. При этом к его функциональным обязанностям также будет относиться контроль эффективности деятельности «Укрзализныци». А вот Генеральный директор «Укрзализныци» теперь сосредоточится на сугубо хозяйственных, организационных функциях, сообщается в пресс-релизе. Что все это означает? Кто теперь будет отвечать в Минтрансе за стратегию транзитной политики и кто возглавит реформы на железной дороге? «Руководителем одной из самых больших государственных монополий должен стать железнодорожник, человек, который знает работу сферы изнутри», — считает Минтранссвязи. И, похоже, делают при этом прозрачный намек на то, что этим человеком не сможет быть уволенный с двух своих должностей Зенко Афтаназив, который в качестве замминистра, по-видимому, не сумел разглядеть своих стратегических задач, а в качестве гендиректора не продемонстрировал себя знающим железнодорожником.
Нам трудно судить о деловых качествах этого человека, который, похоже, действительно не шел по железнодорожной лестнице начиная от стрелочника. Но, естественно, вовсе не за это поплатился должностью этот активный и предприимчивый человек, который и не оспаривал необходимость разделения административных и хозяйственных функций, и выступал за реформы в «Укрзализнице». (Он добивался внедрения на железной дороге скоростного движения, обновления вагонного парка, поскольку бюджет денег не выделял, собирался привлекать для этого инвестиции, пытался выровнять тарифы на экспортные, импортные и внутренние перевозки, изменить подходы к сервисному обслуживанию пассажиров и т.д. — обо всем этом много говорилось на пресс-конференции, предшествовавшей увольнению). Думается, главной причиной сокращения названной должности были отнюдь не деловые, а политические качества Афтаназива. Он считается ставленником экс-министра транспорта Евгения Червоненко — одного из участников группы нашеукраинцев, заподозренных в коррупции и пытавшихся отстоять на недавнем съезде партии «Народный союз «Наша Украина» свое незапятнанное в суде имя. (Кстати, указ об увольнении Афтаназива был подписан как раз накануне этого съезда, и можно предположить непосредственную связь между этими неравнозначными событиями).
Словом, на железной дороге намечаются перемены. Правда, это хорошее в принципе слово в нашей стране исторически может употребляться с кавычками. Потому, что политика у нас зачастую идет впереди паровоза, то есть экономики. Так было в советское время, и так нередко случается и сейчас. Один из примеров — увольнение Афтаназива, личность которого в данном случае не имеет большого значения. Вероятно, кто-то не мог допустить, чтобы немалые финансовые потоки, проходящие по железной дороге, попали в руки людей, которые могут, после конфликта в родной партии, переметнуться в любой проходной предвыборный список. А будут ли нам и впредь выдавать в вагоне мокрые простыни? Посмотрим...