Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жертвы преступников объединяются

13 ноября, 1998 - 00:00

Харьковская ассоциация родных убиенных вряд ли имеет аналоги в мире. В нее входят друзья и родственники тех, кто стал жертвой убийств. Основана она два года назад, когда десять человек, мыкавшихся по судебным и прокурорским коридорам, решили объединить усилия в поисках справедливости.

Рассказывает бессменный председатель этой организации Алексей Кашуба:

— Люди, которые потеряли от рук убийц своих близких, оказываются наедине со своим горем. Это — страшный психологический удар, который сказывается на здоровье и психике человека. Иногда просто не хочется жить. На Западе такими людьми занимаются специальные службы социальной адаптации. У нас же они предоставлены сами себе. Поэтому главной задачей нашей ассоциации является помощь друг другу. Пережив все это сами, умеем выслушать и понять. Собираемся вместе, ходим друг к другу в гости, помогаем, чем можем. И вместе же прикладываем все усилия, чтобы справедливость восторжествовала, и убийцы наших близких были найдены и наказаны. Долгие годы поиска справедливости в условиях унижения и грубости многому нас научили. Мы теперь знаем свои права, обязанности правоохранительных органов, знаем, как и куда обращаться, как обезопасить себя от возможного давления со стороны преступников, а порой — самих правоохранительных органов.

Нередко от попыток родственников погибших помочь следствию или от их требований следователи просто отмахиваются: мол, что вы путаетесь под ногами, сами знаем, что делать. К чему это иногда приводит, можно судить на примере Андрея Паниченко. Его убили на троллейбусной остановке в присутствии многих свидетелей. Группе палестинских студентов что-то в Андрее не понравилось, и в ход пошел нож. Убийцу и его сообщников задержали через два дня и, несмотря на то, что свидетели их опознали, отпустили за недостатком улик. Сколько потом не добивалась мать, чтобы провели новое расследование, убийца так и оставался на свободе. Арестовали и осудили его только тогда, когда он совершил еще одно убийство.

К сожалению, — утверждает А.Кашуба, — полного взаимопонимания у нас с правоохранительными органами нет. Часто руководители разного уровня не находят времени, чтобы встретиться с нами и обсудить проблемы, которые на самом деле у нас общие: защитить жизнь и достоинство граждан от посягательств. И добиться, чтобы сотрудники правоохранительных органов не шли на взаимодействие с преступниками, порой не покрывали их. Ведь некоторым мы как кость в горле. Потому что не даем откладывать в долгий ящик, а то и прекращать дела об убийствах наших родных. Доходим до Генеральной прокуратуры...

Дает ли это хоть какой-нибудь результат?

— Не всегда, конечно, но дает, — утверждает А. Кашуба. — Так, за это время вынесены приговоры по двумстам делам, которыми занималась ассоциация. Более 30 закрытых прокуратурой дел (наиболее частая мотивировка — «за отсутствием состава преступления») возвращены к рассмотрению после наших обращений. Часть из них уже в суде. До конца этого года ожидаем вынесения еще двух приговоров. Для нас очень важно, что мы добиваемся вынесения судами частных определений по поводу низкого уровня и непрофессионализма ведения следствия. Только в октябре наша ассоциация выросла на четыре новых члена, которые не могут смириться с тем, что следствие по факту убийства их родственников ведется на недостаточном уровне. В судах также часто нарушаются права человека и законодательство. Например, у нас есть дело, которое уже 14 месяцев лежит в суде без рассмотрения. Поэтому мы сейчас ставим перед собой задачу привлечь внимание Верховного Суда, Министерства юстиции, Высшего совета юстиции к уровню судопроизводства.

Но есть в органах и такие люди, которые искренне сочувствуют нам. Это, как правило, настоящие профессионалы. Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей, консультируют нас, советуют, иногда сами звонят и предлагают помощь.

Членов ассоциации родных убиенных уже около четырехсот. Причем приходят сюда не только родственники жертв убийств. Есть здесь родные репрессированных, жертв изнасилования. Не рассчитывая на помощь тех, кто живет за их, налогоплательщиков, счет, они объединяются, чтобы помочь себе сами. По словам Алексея Кашубы, вполне возможно, что скоро ассоциация станет всеукраинской.

Олег ПЕРЕГОН,Олег ПЕРЕСАДА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ