За последние годы государством было принято несколько программ по решению вопросов социальной адаптации и ресоциализации тех, кто освободился из мест лишения свободы. В том числе — по созданию реабилитационного центра в каждой области.
Однако, как показал опыт, проблем у тех, кто освобождается, не стало меньше, а клиентов госструктур и общественных организаций, которые помогают этой категории населения — не стало больше. В чем причина? То ли программы не пользуются спросом, то ли они реализуются недостаточно качественно, то ли об этих программах осужденным неизвестно. Чтобы выяснить это, Херсонский городской Центр молоде жных инициатив «Тотем» вместе с управлением Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Херсонской области решили провести исследование потребностей осужденных и их отношение к деятельности наиболее известных государственных и негосударственных организаций. Этот мониторинг начался еще в июне, были опрошены около 500 осужденных, которые в ближайшее время должны были выйти на свободу. Первая тройка организаций, в которые собираются обращаться осужденные сразу после освобождения, — это райотдел милиции, больница и центр занятости. Подавляющее большинство (82%) после того как станут на учет в райотделе милиции, собираются воспользоваться помощью милиции в вопросах получения паспорта и регистрации (80%). То, что большинство планирует после освобождения и регистрации обратиться в больницу, свидетельствует не только о том, что осужденные оценивают состояние своего здоровья как плохое, но и, что для 28% больница — это возможность питаться, а для 26% — это еще и жилье или хотя бы место, где можно переночевать. В перечне самых популярных для будущих освобожденных услуг Центра занятости оказались возможность получить список вакансий (41%) и возможность получить новую профессию (47%). 34% не собираются работать после освобождения по профессии, которую имели до осуждения. Наибольшую заинтересованность вызвали услуги получения одноразовой помощи на развитие собственного бизнеса и список забронированных для осужденных вакансий. Об этих услугах опрошенные имеют минимум информации и желают ее иметь.
Большинство осужденных слабо разбираются в механизмах работы государственных и общественных организаций. Как правило, благотворительные и другие программы — целевые. Но в анкетах осужденные, которые не являются потенциальными клиентами, уверенно пишут, что обязательно воспользуются этой программой. В результате после выхода на свободу они придут и не получат ожидаемого. А это — очередное разочарование. Кроме того, среди осужденных существует мнение, что стоит найти нужного человека, и он решит все проблемы, достанет, договорится, принесет. Возможно, есть смысл приучать тех, кто готовится к освобождению, к мысли и пониманию того, что они должны быть готовы сами делать практические шаги для возвращения к нормальной жизни, а задача социальных служб подсказать, где, что и как. Это одна из главных проблем, потому что в местах лишения свободы любые вопросы решаются через конкретного человека — «начальника», и решаются очень быстро. Осужденные привыкают, что кто-то о них заботится, кто-то думает и все проблемы решаются на месте. Там нет необходимости преодолевать большие расстояния, отсиживаться в очереди, записываться предварительно на прием, собирать всяческие документы и справки. Возможно, именно поэтому большинство хочет обращаться в милицию: там также люди в погонах, и они примут в любом случае.
К тому же работники милиции вынуждены действительно решать проблемы тех, кто только что освободился, потому что они для них — потенциальные правонарушители.
Когда уже анализировались результаты исследования, проведенного в Херсоне при поддержке Швейцарского Фонда Сотрудничества в Украине, 30 августа Кабмином была утверждена Государственная программа социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на 2004—2006 годы. Этой программой запланировано организовать исследование проблемы социальной адаптации этой категории населения и развитие взаимодействия разнообразных структур, которые оказывают услуги тем, кто освобождается из мест лишения свободы. Презентация результатов мониторинга и обсуждение механизмов сотрудничества государственных структур и общественных организаций состоялась недавно на заседании медиа-клуба Херсонской городской Ассоциации журналистов «Південь». Перед этим в управлении Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Херсонской области состоялся «круглый стол», на котором представители всех госструктур и НДО пришли к выводу, что наиболее эффективным в этой ситуации было бы создание единого Центра социальной адаптации и реабилитации, который бы аккумулировал у себя всю информацию. Было бы уместным, чтобы у этого Центра был статус структуры, которая бы очень быстро могла подготовить необходимые для человека документы на свободе. То есть в зависимости от потребностей освобожденного готовилась папка с его документами, которые бы позволили обращаться в ту или иную государственную структуру за помощью. Возможно, имеет смысл при Центре сделать гостиницу для тех, у кого нет жилья или для тех, кто едет транзитом в другой регион. Кстати, государственной программой предусмотрена разработка и экономическое обоснование создания в каждой области подобного центра (или домов-интернатов, приютов, домов ночного или временного пребывания, в том числе для несовершеннолетних) и разработать проекты типовых положений об этих заведениях. И все это возлагается на «плечи» Минтруда, Министерства по делам семьи, детей и молодежи, местные органы исполнительной власти при участии органов местного самоуправления. Поэтому финансирование программы должно быть из местного бюджета. Готов ли он к этому? На пресс-конференции в Херсоне, когда дошло до этого вопроса, среди журналистов прозвучал только невеселый смех...