Международные эксперты оценили прошлогодние успехи Украины. В рейтинге стран, который по так называемому уровню человеческого развития ежегодно составляет ООН, мы поднялись на пять позиций вверх — с 75- го до 70-го места. Россия и Беларусь, правда, оказались заметно успешнее — 62-е и 57-е места соответственно. А бессменными лидерами по человеческому развитию продолжают оставаться скандинавские страны. ООНовские эксперты сочли, что лучше всего живется в Норвегии, где 98% детей посещают школу, и ВВП составляет 36 тысяч 600 долларов в год на человека. А также — в Швеции, Австралии, Канаде, Голландии. США, несмотря на самую мощную в мире экономику, оказались лишь на восьмом месте, опередив Японию всего на одну позицию.
Выведенный ООН показатель более чем глобален. В докладах, которые начали появляться с 1990 года, постоянно подчеркивается, что оценка дается в равной мере политическая и экономическая. Так как выводится она, исходя из всех параметров качества жизни — начиная от уровня благосостояния населения и заканчивая образованием, качеством медицинской помощи, демографическими проблемами, экологией и даже гендерным вопросом. Не секрет, что Украине порой не нравилось выделенное ей место среди 160—180 стран мира (каждый год в рейтинге участвует разное количество государств). К примеру, в 2002 м году МИД публичнооспаривал ООНовский «приговор». В своем официальном заявлении сей факт мотивировали тем, что показатели существенно устарели. Обработке подлежат данные, в лучшем случае, годичной давности, причем в развивающихся странах они постоянно «скачут». К тому же, как заявили в МИД, сведения, поступающие в главный офис ООН, далеко не всегда исходят из официальных источников.
Так или иначе, но в нынешнем докладе Украине удалось «подняться». По сравнению с 80-м местом в 1996 году, 95 м — в 1997-м и 102-м — в1998-м, без сомнения, прогресс очевиден. По мнению доктора экономических наук, научного консультанта Президента Эллы Либановой, причина тому — рост ВВП, а соответственно, и благосостояния украинцев. Хотя опять-таки, анализировали бы данные не 2002-го, а 2003- го года — и Украина оказалась бы в глазах экспертов куда «приятнее для жизни». К примеру, если в 2002 году бедными считались 27,2% населения, (а очень бедными — еще 13%), и уровень почасовой зарплаты был в 22—33 раза ниже европейского, то уже в начале 2003-го качество жизни украинцев заметно улучшилось. По данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, реальная заработная плата увеличилась на 21,2%, пенсия — на 12,1%, а «минимумы» — на 40% и 20% соответственно. Сегодня и вовсе имеем все поводы для оптимизма. За первое полугодие 2004- го рост ВВП оказался просто рекордным — 12,7%, а уровень безработицы, во всяком случае по официальным данным, — почти что западноевропейский. В январе 2004-го он составил 9,1 %, в то время как, скажем, в Швеции (напомним, взявшей «серебро» по уровню человеческого развития) этот показатель — 8,8%.
Впрочем, экономический рост — это, безусловно, прекрасно. Единственное, утверждают эксперты, — его отнюдь недостаточно для того, чтобы расширить в Украине ряды среднего класса. С уверенностью можно сказать: таковых у нас пока лишь 20%, хотя именно по количеству «средних» и можно судить о благосостоянии той или иной страны. Кроме того, Украина, испокон веков гордившаяся своей образованностью, начинает в этом плане сдавать позиции. Когда у нас за последние десять лет количество выпускников вузов увеличилось на 30%, и высшее образование получает 36% людей соответствующего возраста, в восточноевропейских странах — все 50%. Более того, Украине пришлось столкнуться с дисбалансом на рынке труда — 80% вынуждены трудиться не по специальности. Чаще всего в поисках работы пребывают юристы, экономисты и бухгалтеры, а спрос на инженеров продолжает существенно превышать предложение. Это притом, что еще пять лет назад поляки, пережившие великие реформы, предупреждали: в переходный период востребованы в первую очередь специалисты в сферах технологий.
Хотя и эта проблема решаема. Отрегулировать госзаказ под потребности рынка труда куда проще, нежели омолодить население. К примеру, возраст 16,6% экономически активных украинцев перевалил за 50 лет, а каждый 19-й трудоспособный уже достиг пенсионного возраста. Спасти положение могли бы молодые семьи, родив как минимум троих детей. Но, как рассказывает кандидат экономических наук Владимир Кресин, даже при среднем заработке родителей, доход на одного члена многодетной семьи составляет 40% от прожиточного минимума. Притом, что лишь на питание такая семья тратит 70% имеющихся у нее средств. Посему вполне закономерно, что задавшись вопросом: зачем плодить нищету, среднестатистическая украинская семья останавливается на одном ребенке. И в отличие от 1989 года, когда среднее количество рожденных семьями детей составляло 2,1, теперь этот показатель равен 1,1. При всем при этом, в Украине долго не живут, а если точнее — то меньше всех в Европе. Не дожив до пенсии, у нас умирает треть мужчин, в то время как в Японии — 18%, а в США — 30%.
Врачи утверждают, что они в этом не виноваты. По международным стандартам качество медицинских услуг лишь на 30% влияет на количество долгожителей. А загвоздка, по их мнению, в том, что украинцы не считают здоровый образ жизни модным. Например, сегодня условно здоровыми можно назвать лишь 50% населения. За последние годы существенно возросли показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями, сердечно-сосудистой и кровеносной системы. Как выяснили социологи, рационально питается лишь 9,4% населения, почти столько же делают утреннюю зарядку, а оздоровительной физкультурой (бассейн, бег, тренажеры) занимается и того меньше — 6,7%.
Можно, конечно, посмотреть на ситуацию и с другой стороны. На лечение одного украинца государство выделяет «аж» 100 гривен в год, а треть «медицинского» бюджета уходит на заработную плату врачей. И министр здравоохранения уже не стесняется говорить, что сегодня 60% себестоимости медицинских услуг пациент оплачивает из собственного кармана. Отчасти по этой же причине 44% опрошенных признались сотрудникам Центра «Социальный мониторинг», что не чувствуют себя защищенными, когда нуждаются в помощи врача.
И наконец, последнее, что, увы, «опускает» Украину по уровню человеческого развития — это экология и гендерный вопрос. В последнем случае зарплаты женщин продолжают быть на 30% ниже мужских, а среди служащих высшего государственного звена слабый пол представлен лишь 14,7%. Сей факт воспринимается международной общественностью как отсутствие в стране паритетной демократии и указывает, по их мнению, на то, что в стране «страдает» социальная сфера. Что же касается экологии, то красноречивее всего происходящее охарактеризует два пункта: у нас отсутствует реки и озера с чистой водой, а в прошлом году «на голову» каждому украинцу предприятия выбросили по 86 килограмм вредных веществ.
Словом, прогнозировать то, что в следующем году Украина сможет побить все рекорды в ООНовском рейтинге, — по меньшей мере опрометчиво. Тем не менее эксперты считают, что место в шестой десятке точно обеспечено. И подтолкнут к «прыжку» не только свежие, более оптимистичные данные, но и обещание Украины. Перед лицом мировой общественности мы обязались к 2015 году достичь так называемых Целей Тысячелетия. А они и являются теми параметрами, по которым ежегодно определяют страны, в которых живется лучше всего.