Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Знак свыше?

Чиновники хотят отстраивать храмы. Киевлян снова не спрашивают
27 октября, 2005 - 19:50
«НАСТРОЕНИЕ» / ФОТО ВАЛЕРИЯ ЛЕВИЩЕНКО, Киев «НАБОР ВЫСОТ» ФОТО СЕРГЕЯ ВАГАНОВА, Донецк

Столичная общественность вновь взбудоражена. Киевский мэр Александр Омельченко заявил о своем намерении восстановить часть храмов, уничтоженных во времена СССР. По его данным, сейчас в столице — более 30 участков, где в 1935—1937 годах были разрушены церкви. В ближайшие годы, по словам А. Омельченко, на улицу Жилянскую вернется церковь Ильи Пророка, на Львовскую площадь — Стретенская церковь, а в Печерский район — Николаевский собор. И, конечно, никто еще не избавил киевлян от воссоздания Десятинной церкви. Последнее вызвало сильнейший общественный резонанс. «День» решил разобраться в архитектурных, финансово-экономических и религиозных аспектах отстройки разрушенных храмов. Что, собственно говоря, мы отстраиваем? Кому это выгодно? Действительно ли это нужно верующим и украсит ли город? Или, возможно, Киеву стоило бы подумать о других, более насущных вопросах?

«Отстройка разрушенных в советские времена храмов — это неплохо, — считает первый заместитель главы Всеукраинского общества охраны памятников Николай Пархоменко. — Вернее, было бы неплохо, если бы отсутствовали другие проблемы. Так, не получил необходимых на ремонт денег Киево- Печерский заповедник, в аварийном состоянии находятся несколько десятков объектов в Музее народной архитектуры и быта «Пирогово». Расходы на их «починку» не предусматривались ни в прошлогоднем бюджете, ни в этом. И в следующем речь о них также не идет. В то же время музей «Пирогово» — один из самых популярных и посещаемых в Украине. Есть масса объектов, которые очень нуждаются в деньгах, и в таких условиях не слишком разумно затевать новое строительство. Одно восстановление Десятинной церкви потянет на сто миллионов гривен».

Впрочем, в случае в Десятинной церковью дело не только в деньгах. Напомним суть конфликта. Никому доподлинно не известно, как выглядела построенная князем Владимиром Десятинная церковь. Кроме того, ее несколько раз перестраивали, опять же неизвестно, сколько раз и как она менялась.

Фактически, архитекторы пришли к выводу, что на оставшемся «в живых» фундаменте построить можно только новую церковь. И назвать ее Десятинной. Опрос общественного мнения в столице, как водится, проведен не был. Но против строительства высказались все причастные к архитектуре и памятникам организации. «Мы не знаем, какой она была. Десятки архитекторов выдвигали свои реконструкции и каждый был по-своему прав... Мы восстанавливаем фальсификат», — сказал заместитель директора по научной работе Института археологии НАН Глеб Ивакин.

Кроме того, строительство храма может привести к разрушению до сих пор еще не откопанных памятников архитектуры и, главное, лишить статуса памятника саму церковь. «Даже то, что мы восстанавливаем, не означает, что мы восстанавливаем памятник. Именно фундамент у нас был памятником», — говорит заместитель председателя Государственной службы охраны культурного наследия Евника Линева.

Однозначна и позиция в этом вопросе директора Института философии НАНУ Мирослава Поповича. «С Десятинной церковью все понятно — строить ее нельзя, поскольку мы точно не знаем, как она выглядела, — сказал «Дню» М. Попович. — По сути, это строительство новой церкви и разрушение исторических останков, памятки архитектуры. Что касается вопроса отстройки разрушенного в советские времена, то, безусловно, его нужно поднимать, и нужно отстраивать. Не только церкви, но и прочие архитектурные шедевры. Однако строительством церкви должна заниматься Церковь. Если у государства есть лишние деньги, оно может помочь ей в этом строительстве. А если средств нет — так чего оно лезет не в свое дело? У нас есть очень много нужд, обеспечением которых должна занимается горадминистрация. Вот было бы очень неплохо, если б ими она и занималась».

Напомним, автором и «двигателем» идеи воссоздания Десятинной церкви, как известно, является Президент Виктор Ющенко. Еще 3 февраля Александр Омельченко сообщил, что строительство храма — это первый вопрос, который Президент поставил перед Киевом. Потому затормозить строительство будет очень непросто, если не сказать, невозможно. Очевидно, то же произойдет с храмами, взятыми «под крыло» Александром Омельченко. «Отстройка церквей, по сути, вызвана политической целесообразностью, а не потребностью религиозных общин в храмах, — считает Н.Пархоменко. — Кроме Президента, религиозных деятелей и тех, кто заработает на строительстве большие деньги, все высказываются против строительства Десятинной церкви. Я думаю, что она все же будет построена, несмотря на сопротивление культурной и научной общественности. Сторонники строительства говорят о возрождении духовности. Но, как показывает опыт, с воссозданием церквей не обязательно возрождается духовность».

Конечно, сложно четко проследить зависимость уровня духовности от количества церквей на душу населения. Кстати, на каждое из 155 культовых сооружений столицы приходится около 20 тысяч столичных жителей. С одной стороны, далеко не все киевляне ходят в церковь. С другой — все должны иметь возможность туда пойти, то есть, в принципе, храмов должно хватать на всех. За годы независимости, например, количество религиозных общин в Киеве увеличилось более чем в 30 раз. Так, если в 1990 году в столице насчитывалось 26 религиозных общин восьми конфессий и направлений, то сегодня действуют уже 983 религиозных организации 64 конфессий, течений и направлений. В них «задействовано» 1063 человека. Больше всего общин в Киеве имеет Украинская православная церковь в подчинении Московского патриархата (195), далее, по статистике, идут Украинская православная церковь Киевского патриархата (115) и религиозные общины евангелистских христиан-баптистов — 86. Вообще христианские религиозные организации в Киеве составляют около 93% от общего количества религиозных организаций. Всего в Киеве действуют 53 религиозных центра и управления, 18 монастырей (в которых находятся около 800 монахов и монахинь), 106 религиозных миссий и братств, а также 38 учебных духовных учреждений, где обучаются около пяти тысяч студентов

И все-таки, 155 храмов в трехмиллионном городе — это много или мало? Несколько опрошенных корреспондентом «Дня» горожан выразили довольство существующей ситуацией и уверили, что нехватки церквей не ощущают. А вот руководство Украинской православной церкви Киевского патриархата придерживается иной точки зрения. «Переполненность — это советский критерий оценки необходимости строительства или сносов храмов, — рассказал «Дню» пресс-секретарь УПЦ КП отец Евстрахий, — советские власти считали, что церковь призвана удовлетворять духовные потребности населения. Но на самом деле мы призваны пробуждать духовность и давать силу. Если церкви не переполнены, это не значит, что они не нужны. Сегодня в Киеве не хватает храмов, особенно в «спальных» районах». Киевский патриархат возлагает большие надежды на генеральную схему размещения культовых сооружений в городе, которую Киевгорадминистрация намерена разработать до конца 2005 года.

«Мы положительно относимся к тому, что в Киеве отстраиваются храмы, — говорит отец Евстрахий, — Когда-то они были разрушены властью, и справедливо, что теперь власть пытается возвратить хотя бы малую часть». Словом, религиозные деятели воспринимают отстройку храмов как некое возмещение морального ущерба. По поводу строительства Десятинной церкви Киевский патриархат даже издал специальную книгу «Мать городов русских. Десятинная церковь в Киеве — пришло время возродить», в которой «добро» строительству высказывается в довольно однозначной форме. Так, имеющийся на сегодня архитектурный памятник — фундамент, автор предисловия, доктор богословских, философских, искусствоведческих наук, профессор Киевской духовной академии УПЦ КП Дмитрий Степовик называет «несколькими камешками и кирпичной требухой». В книге приводится пример Константинопольской Софии, которую также разрушали несколько раз, но после упрямо восстанавливали, так как общество хотело, чтобы стояла церковь, а не фундамент. Похоже, мнением киевлян авторы интересуются не больше, чем чиновники. И те, и другие уверены — они лучше знают, что нужно народу. А вот сопротивление архитекторов в издании объясняется... опять таки политической заангажированностью.

Поинтересовался «День» также мнением Московского патриархата. Пресс-секретарь УПЦ МП Василий Анисимов подтвердил, что храмов киевлянам недостаточно. «За годы советской власти в Киеве было уничтожено 145 церквей и православных памятников, а население в несколько раз увеличено, — сказал В.Анисимов. — Если мы возрождаем исторический облик города, то важно восстановить все разрушенные святыни. Тем более, что среди них были действительно выдающиеся памятники архитектуры, и сохранились их фотографии. Стретенская церковь, кстати, очень красивая». Что же касается отстройки Десятинной церкви, то пресс- секретарь Московского патриархата, в принципе, высказался за восстановление храма, правда, с одним «но». «Ведь и Михайловский Златоверхий, и Успенский соборы это, по сути, муляжи. Как строить Десятинную церковь? Это наш первый каменный храм. Хотелось бы, чтобы он снова предстал в том виде, в котором был построен первый раз». Также конфликтующие конфессии расходятся во мнении, к кому из них будет «прикреплена» Десятинная. Вряд ли согласие будет найдено и в отношении еще трех храмов, о восстановлении которых объявил мэр столицы. Этот вопрос наверняка будет решатся на все том же «политически заангажированном» уровне. Не простым же гражданам все решать, в самом деле...

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ