Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Золотой мост украинской культуры

Национальный университет «Киево-Могилянская академия» отмечает «день рождения»
14 октября, 2005 - 20:45
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Сегодняшняя суббота — знаменательный день для студентов, преподавателей, выпускников прошлых лет и в общем для всех почитателей прославленной Могилянки. Уникальное учебное заведение отмечает очередную годовщину со дня своего образования.

Собственно, уникальность здесь прежде всего заключается в том, что речь идет не об одной, а двух датах «рождения». Напомним, что образован этот самый знаменитый центр образования в Восточной Европе был в 1632 году вследствие объединения школы Киево-Печерской лавры с Киевской братской школой. В 1633 году возникла Киево-Могилянская (или же Киево-Братская) коллегия, которая в 1701 году указом Петра I — чему в решающей степени посодействовал гетман Иван Мазепа — была преобразована в Академию. И, наконец, второе рождение, уже в независимой Украине — октябрь 1991 года.

Стоит ли говорить, какие знаменитые имена связаны с историей Могилянки, этого воистину «золотого моста», который связывает в нашей культуре две эпохи — XVII и XVIII века и наши дни? Иннокентий Гизель, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода... В Могилянку, по традиции, принимали молодежь всех сословий (!), в частности, детей казацкой старшины, шляхты, духовенства, богатых мещан и крестьян. Характерно, что большинство слушателей (2/3) получало светское образование. «Спудеи» Могилянки, овладевая мудростью наук, изучали славяно-русский (украинский) и церковнославянский, а также польский, латинский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский языки, историю, географию, математику, астрономию, поэтику. Конечно же, богословие, риторику, диалектику...

Поэтому уровень образовательных требований был немалый. Недаром митрополит Петр Могила, основатель заведения, руководствовался лозунгом: «Нам необходимо учиться, чтобы Русь нашу не называли глупой», стремясь действительно к европейским стандартам знаний. Отвечать этим стандартам (а то и превосходить их) — такую задачу ставят перед собой руководители, преподаватели и студенты НаУКМА, возрожденной вместе с нашей государственностью. Они прекрасно понимают, как нелегко быть достойными славных традиций Могилянки — заведения, которое в решающей степени защитило национальную культуру в самые трагические времена XVII—XVIII веков, и более того, обеспечило ее развитие.

Чем для Вас является день рождения Могилянки? С таким вопросом корреспонденты Дня обратились к украинским интеллектуалам.

Игорь ПАСИЧНИК , ректор Национального университета «Острожская академия»:

— Киево-Могилянская академия лично для меня является образцом высшего учебного заведения не только для Украины современной, но и для будущей. Я говорю это абсолютно искренне, потому что возрождая Острожскую академию, постоянно сверяю путь развития Могилянки и свои действия с действиями президента НаУКМА Вячеслава Брюховецкого. С чем это связано? Дело в том, что в свое время в XVI — XVII веках у истоков Киево-Могилянской академии стояли выпускники Острожской академии. А потом история повторилась, но наоборот. У истоков современной Острожской академии стояла Киево-Могилянская академия и непосредственно ее президент В. Брюховецкий. Именно он с Николаем Жулинским уговорили меня стать ректором Острожской академии. Я, правда, не знал, на что я соглашаюсь. Но магическое влияние этих двух людей создало такую ауру, что я согласился стать ректором. Теперь я благодарен судьбе, что так произошло. Итак, мы позаимствовали технологию учебного процесса у Могилянки, мы встретили там очень доброжелательных людей, которые помогали нам учебными планами, литературой и тому подобное. Я думаю, что мы — очень хорошие друзья. Знаете, мы все воспитывались на принципах, базирующихся на том, что народ делает историю. И вот, на примере В. Брюховецкого можно констатировать, что он делает историю, потому что если бы не было господина Брюховецкого, я думаю, не было бы и Могилянки. Это настоящий педагог и менеджер. Я уверен, что когда напишут книгу о Киево-Могилянке и о ее первом президенте, она станет настоящим бестселлером.

Николай ЖУЛИНСКИЙ , академик, народный депутат Украины:

— Я благодарю судьбу, что мне суждено было участвовать в возрождении Киево- Могилянской академии. А это было тогда, когда я занимал должность вице-премьер-министра в правительстве Леонида Кучмы. В те времена Кабмину было дано право принимать декреты. Это разрешение дала Верховная Рада Украины. То есть можно было принимать законы. Эти декреты принимались прежде всего для более активного проведения экономических реформ. Но в то же время один из декретов касался создания Киево-Могилянской академии и закрепления за нею необходимых площадей на Подоле. Это высшее учебное заведение было в свое время первым в Восточной Европе. Прежде всего, академия была создана с целью повышения нашего образовательного и культурно-интеллектуального уровня, создания своей национальной элиты. И это уже дает свои результаты. Кроме всего прочего, я являюсь сопредседателем наблюдательного совета Могилянки, поэтому я забочусь о судьбе этого учебного заведения, которое, по моему мнению, сегодня предлагает новые подходы к высшему образованию. Могилянка для меня — это центр независимой мысли, где формируется личность, незаангажированная ничем и никем. У Могилянки свой внутренний мир, и это для меня очень важно. Я когда-то говорил, что выпускники Киево-Могилянской академии — это и национальная элита, которая гарантирует блестящее будущее для нашего государства. Именно они будут основными двигателями нашего динамичного развития и вхождения Украины в мировое пространство не как аутсайдера, а как одного из лидеров, как страны, занимающей видное положение в мировом цивилизационом процессе.

Юрий ШАПОВАЛ , доктор исторических наук, профессор:

— Для меня Могилянка — это символ возрождения украинского научного и учебного центра. Меня привлекает в этом заведении попытка его преподавателей и студентов возродить те традиции, которые были прерваны в силу известных обстоятельств. Меня привлекает демократизм, господствующий в этом заведении. Те, кто приходит туда, не могут его не почувствовать. Я вижу в этом факте европеизацию учебных заведений, которых сейчас в Украине существует очень много. Но не все из них отвечают тем требованиям, которые должны бы предъявляться учебным заведениям такого рода. Меня привлекает попытка Могилянки быть частью мировой науки. Сюда приглашаются ведущие ученые мирового уровня, а поэтому, студенты имеют уникальную возможность ощущать себя частью целого мира. Это очень важная тенденция и, мне кажется, что ее стоит развивать. Для меня лично, поскольку я не являюсь преподавателем и бываю в Могилянке преимущественно в качестве гостя на различного рода представительствах, презентациях, конференциях, это место, где я чувствую себя абсолютно гармонично с незнакомыми мне людьми. Меня привлекает эта атмосфера раскрепощенности и возможность дискуссии. Я думаю, что у этого заведения огромные перспективы. Надо только суметь сохранить эти ценности, опираясь на давнее наследие.

Андрей КОКОТЮХА , писатель:

— Я считаю, что для Украины Киево-Могилянская академия — это, в первую очередь, памятник истории. Сейчас НаУКМА имеет большее значение как историко- культурная ценность, чем просветительская. Это учебное заведение мало чем отличается как в худшую, так и в лучшую сторону от других известных университетов Украины. У меня создалось впечатление, что студенты Могилянки более свободны в поведении, в выражении своих мыслей и в выборе творческого метода (если говорить о студентах гуманитарных факультетов). Возможно, это связано именно со стойкими традициями заведения? Во всяком случае Могилянка более открыта для общения. Поскольку я очень часто провожу презентации книг или творческие встречи в Могилянке, то я это ощущаю. Если надо задействовать студентов в различных культурных мероприятиях, то студенты Могилянки — на первом месте. Может, конечно, внутри учебного процесса в НаУКМА присутствует какой-то консерватизм, но это заведение точно открыто для общения с внешним миром, социумом. С другой стороны, мне кажется, что этими позитивными качествами, которые я перечислил, спудеи уж слишком прониклись и слишком осознали свою избранную, так сказать, позицию. Иногда, во время общения, проявляется мотив, что мы, мол, наиболее умные, а все другие — так себе... Среди студенчества это называется словом «понты».

Вадим СКУРАТИВСКИЙ , культуролог, философ, писатель:

— Для меня, прежде всего, эта академия, а, собственно, ее возрождение, является знаком определенной убедительной модернизации Украины. Я говорю комплименты НаУКМА не потому, что я являюсь доцентом ее кафедры истории, а потому, что этот институт очень убедительно показал, что Украина способна именно к такой модернизации. С одной стороны, это возрождение того древнего аристотелевского и — в хорошем значении этого слова — схоластического духа. А с другой стороны — это сочетание той древней традиции с какими- то модерными маршрутами украинской цивилизации. Пока что это получается и это — самое главное. Стоит сказать, что студенты Могилянки отличаются от других украинских студентов. Дело в том, что я преимущественно имею дело с магистрами и их уровень, будем говорить откровенно, выше, чем у студентов других вузов. Вот, скажем, когда я встречаю студента, который изучил оба варианта норвежского языка, или встречаю другого, который уже принимает участие в Конгрессе майанистов, — это говорит само за себя. Но, с другой стороны, я не знаю, что будет с этими студентами после окончания учебы. Смогут ли они найти себе адекватную их уровню работу?

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ