Итак. Летом в отечественный прокат должна выйти лента с соблазнительным названием «Страна мертвых» американского режиссера Джоржа Ромеро. В ней демонстрировался ужасный и малоприятный мир, в котором мертвые восстали и, превратившись в кровожадных зомби, стали охотиться на живых. А те в свою очередь — на мертвых. Ну, в любом случае, у такого кино есть свои поклонники. Итак, эта страшная «Страна» уже даже вышла, как вдруг идти перестала. Исчезла. Оказалось — кто-то запретил ее показывать. Какая-то такая таинственная и грозная инстанция… Конечно, почитателям кино — не только ужасов, но и вообще любого свободного искусства, — это совсем не понравилось. И устроили они «акцию киноманского неповиновения» — в киноклубе нашей славной, вечно революционной Киево-Могилянской академии. Лишь только просмотр ленты закончился, в дверях киноклуба появилось полдесятка зомби… Т.е. люди в форме, вооруженные странным приказом, если не сказать, — глупым приказом, что, впрочем, и делает людей управляемыми двуногими, т.е. зомби. Они доложили, что по обращению (доносу, проще говоря) какого-то бдительного гражданина пришли проверить, кто же это смотрит запрещенный фильм. Составили протокол. Взяли у всех показания. Диск с фильмом изъяли — сказали, что на экспертизу.
По ходу выяснилось, что фильм запретила какая-то комиссия по вопросам то ли этичности, то ли эстетичности при Министерстве культтуризма. Что в комиссии этой аж 19 человек, но, чтобы принять решение, в полном составе ей собираться не обязательно. Ну, т.е. достаточно и одного человека. Какого-нибудь Степан Степаныча, который ничего, кроме «Путевки в жизнь», не смотрел.
Но черт с ним, с этим Степан Степанычем, или, как там его, и с его комиссией и путевкой… Интересно другое — за два дня до описываемых событий в кинотеатре, расположенном буквально в двух кварталах от Киево-Могилянки, был показан первый фильм Джорджа Ромеро, его «трупный» дебют — «Ночь живых мертвецов», снятый в далеком 1968 году. Кстати, именно от этой малобюджетной черно-белой ленты пошли потом все последующие экранные упражнения на тему восставших из гроба, каждый кадр того фильма цитирован-перецитирован десятки или сотни раз. Что интересно — ни одного покушения со стороны власти на тот сеанс не было. По-видимому, бдительные граждане что-то там все-таки проглядели. А скорее всего, и не знали граждане, что этот фильм еще тогда, в свободной Америке, тоже требовали запретить, и скандал вокруг него был весьма серьезный. А зрители на премьере, все 1500 человек, аплодировали стоя.
И вот тут следует открыть читателю страшную и жуткую тайну. Оба фильма Ромеро, и первый, и последний — это не только фильмы ужасов. Это еще и политические драмы. И, даже, в первую очередь — политические драмы. Начинаются они действительно, как ужастики. Но постепенно, малозаметно ловкая рука режиссера переставляет акценты, поворачивает сюжеты, изменяет состояние героев. И в обоих случаях — и в «Ночи», и в «Стране» — Ромеро неумолимо приводит нас к неутешительному выводу — самые лютые враги живых — сами живые. Т.е. все средства и системы защиты жизни слишком легко можно обернуть против самой жизни. Достаточно только крикнуть: «Мертвые идут!» или «Родина в опасности!», или что-то еще. И можно спокойно уничтожать неугодных тебе живых. При активном, кстати, содействии СМИ. Как, собственно, у Ромеро и происходит.
А эти злосчастные зомби… Это только предлог. Или призрак — то, чего на самом деле не было…
Из этой истории можно сделать два вывода. Первый очевиден: еще и до сегодняшнего дня во многих, даже властных, головах Союз Советских Социалистических Республик живет и процветает, и никакой это не «кучмизм» или «билозиризм», а настоящий «совок». А вот более тщательный взгляд возвращает нас в сегодняшний день. Почему-то кажется, что у нас тоже — и снова при активном содействии телевидения — мертвые хватают живых. И это уже даже не призрак — потому что, кажется, у значительного количества наших политиков свои персональные зомби сидят прямо в головах. И этими головами управляют.
Больше всего ходячие мертвецы любят кусаться. От одного такого укуса человек сам становится таким… ходячим…И начинает только об этом и думать — «не съем, так понадкусываю».
А когда ты, избиратель-олух, смотришь в цветной телевизор, как они там похрустывают друг другом, и хочется даже не спросить — мол, какая муха там вас укусила, а просто пожелать от всего сердца:
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!!!
Интересно, кого стошнит первым?