В выступлении на Всеукраинском педагогическом форуме «Забота об учителе — надежда на будущее» Виктор Ющенко сказал: «На доступность образования направлено мое поручение обеспечить в 2005-2006 годах внедрение объективной системы оценки знаний школьников и студентов, в том числе путем независимого внешнего тестирования выпускников школ. Концепцию создания независимых центров тестирований следует реализовать немедленно, с тем чтобы уже в следующем году обеспечить высокое качество тестирований».
Чтобы внедрение новой системы выпускных и вступительных экзаменов было одобрено обществом и дало ожидаемые результаты, следует в первую очередь уяснить для себя и донести до общества ответы на такие вопросы:
1. По каким причинам существующая система экзаменов является непригодной?
2. Что конкретно понимать под термином «тестирование»?
3. Какие гарантии непредубежденности в работе независимых центров?
4. От кого эти центры независимы, а кому подконтрольны?
Без такого анализа всем нам придется просто смириться с очередным «указанием сверху», как сейчас учителя смирились с тем, что экзаменатор вуза на основании нескольких страниц письменной работы лучше оценивает ученика, чем учитель, который в течение нескольких лет воспитывал этого ученика.
В разговорах о выпускных и вступительных экзаменах чаще вспоминают о взятках, чем об уровне заданий и технологии проведения вступительных испытаний. Говорят и о взяточниках явных, и о скрытых под маской репетиторах, которые знают содержание заданий на этот год для конкретного факультета. Ректора вузов дружно отрицают такие посягательства, пользуясь новинкой этого сезона — тестированием на компьютере, который, как известно, взяток не берет. Но о тестах есть больше критических публикаций, чем педагогических исследований, а доверие к компьютерам значительно покачнулось: каждый знает, что компьютер — это только инструмент, который используют конкретные люди, поэтому результат зависит не от этого инструмента, а от людей. К тому же одни вузы, которые проводят тестирование, сообщают результаты немедленно в присутствии абитуриентов, вторые — через несколько часов, третьи — через неделю или две. Наблюдая это, люди и далее говорят о коррупции, потому что легче нашептать соседу, что «моего ребенка срезали», чем признать, что он плохо учился.
Тестирование не является синонимом проверки знаний, а значит конкретную форму такой проверки. Поэтому следовало бы четко определить не только термин «тестирование», но и хотя бы основные требования к его проведению: количество тестовых заданий, схемы оценки, открытость (доступны ли для абитуриентов все задания или только образцы), круг людей, которые имеют доступ к закрытой базе заданий, и их ответственность за разглашение ее содержания, процедура проведения вступительного экзамена, проверки и объявления результатов. Ничего этого в Условиях приема в высшие учебные заведения Украины, утвержденные приказом Минобразования № 164 от 18 марта этого года, нет, поэтому каждый вуз проводит это тестирование по- своему, порождая сплетни.
Ситуация будет ненамного понятнее и от чтения правил приема того или другого вуза. Конечно, формальные правила зачисления на основании оценок там записаны более конкретно. Но вопрос подготовки заданий, проведение экзамена, оценка и предание огласке результатов или не освещены совсем, или поданы в общих чертах. Ситуацию ухудшает еще и тот фактор, что все упомянутые этапы поступления происходят в буквальном смысле за закрытыми дверями. Остается только верить, что там, в закрытом для посторонних корпусе учебного заведения, все происходит именно так, как рассказывал ректор на пресс-конференции.
Мы настолько привыкли к существующей системе проведения экзаменов, что даже не задумываемся о ее недостатках, а спорим только о том, кто честнее проведет отбор абитуриентов: школа, которая лучше всего знает своих выпускников, каждый вуз для себя или всеукраинский центр для всех. Суть от этого не меняется, потому что к процессу во всех случаях будет привлечено приблизительно одинаковое количество людей с одинаковой моралью. Поэтому следует демократизировать сам процесс, сделав его прозрачным и подконтрольным общественности.
Внедрение системы тестирования, по моему мнению, следует начинать с разработки нормативного документа, его обсуждения и утверждения. Полный текст Положения о тестировании выпускников школ и абитуриентов будет таким же большим по объему, как закон о выборах, но для ученика процедура должна быть так же понятна, как голосование для избирателя. Нельзя в рамках одной статьи обсудить все аспекты будущего Положения, но я попробую остановиться на ключевых моментах.
1. Выпускные и вступительные экзамены проводятся в форме тестирования. Правильные ответы на тестовые задания являются однозначными и записываются в форме, пригодной для компьютерной обработки.
2. База тестовых заданий является единой и открытой. Тестовые задания по каждому предмету в базе разделены на 5 уровней сложности. В формировании базы тестовых заданий могут принимать участие специалисты всех отраслей образования. Координация этой работы возложена на редакционную предметную комиссию. База по каждому предмету содержит не менее пяти тысяч заданий и доступна в сети интернет. В период с 1 апреля до 31 августа каждый год любое пополнение базы заданий запрещено.
3. Вариант теста — это набор 20—60 тестовых заданий. Количество заданий каждого уровня сложности во всех вариантах является одинаковым. Варианты теста случайно генерируются программой с открытым кодом на основании базы заданий. Все варианты должны быть различными, количество вариантов кратно 30 и не меньше 90. Генерирование и печатание вариантов теста начинается за N/30 часов до начала тестирования, где N — количество вариантов, которые планируется напечатать. Напечатанные варианты запаковываются по 30 штук в одинаковые конверты, на которых указано название предмета. Любые дополнительные надписи или отметки на конвертах запрещены. Перечень номеров вариантов в каждом конверте документируют во время упаковки.
4. В одном помещении проходят тестирование не более 30 человек в присутствии двух экзаменаторов. Экзаменаторы не могут быть специалистами по предмету тестирования и определяют помещение, где они будут дежурить, путем жеребьевки. За 15 минут до начала тестирования экзаменаторы случайно выбирают один из конвертов с вариантами теста для каждого помещения.
5. Тестирование происходит по обычным правилам. Каждый экзаменуемый случайно выбирает один из вариантов. После окончания времени, отведенного на выполнение тестовых заданий, экзаменаторы в присутствии экзаменованных запаковывают выполненные работы в отдельный конверт и доставляют в помещение для проверки. Результаты должны быть объявлены не позже, чем через N/300 часов после окончания тестирования, где N — количество работ.
6. Следить за всеми этапами проведения тестирования должны правонаблюдатели — дееспособные граждане Украины, которые зарегистрировались в организации, проводящей тестирование, не позже, чем за два дня до начала тестирования. Во время регистрации наблюдателей знакомят с их правами и предупреждают об ответственности за превышение полномочий. Наблюдатели имеют право:
— на этапе подготовки следить за соблюдением положения во время генерации, печатания и упаковки вариантов теста;
— на этапе проведения присутствовать во время жеребьевки экзаменаторов, выбора конвертов экзаменаторами, распаковывания и раздачи вариантов в аудитории, следить за соблюдением правил тестирования, контролировать своевременный сбор и упаковку выполненных тестов;
— сопровождать экзаменаторов к помещению для проверки;
— на этапе проверки выборочно проверить результаты 5 человек.
Количество наблюдателей не может превышать пяти на этапе подготовки, двух в каждом помещении на этапе проведения тестирования и 20 на этапе проверки работ.
7. Каждый экзаменуемый имеет право проходить тестирование несколько раз по одному предмету. Один раз за счет бюджета, остальные — на платной основе.
Может что-то в моих предложениях и пропущено, но суть должна быть понятна. Предлагаемая система пригодна для проведения объективной оценки выпускников школы на базе тестовых заданий 1—4 уровней. По полученным оценкам можно проводить отбор на подавляющее большинство факультетов вузов. Отдельные факультеты, куда заявления подадут лучшие из лучших, могут провести дополнительное вступительное тестирование на базе заданий 3—5 уровня, но по такой же схеме.
Главное в предлагаемом проекте — прозрачность и демократичность процесса тестирования, возможность объединения усилий педагогов для создания базы тестовых заданий и совершенствования процедур проведения тестирования.