По традиции, в декабре мы предложили читателям и экспертам «Дня» ответить на вопросы нашей новогодней анкеты, чтобы всем вместе подвести итог уходящего года, понять, какие надежды не оправдались, и главное — что же нам удалось. Вопросы были такие:
1. Каким был 2006 год для страны? Что изменилось в Украине и в украинцах?
2. Какие из событий 2006 года были, на ваш взгляд, наиболее значительными и знаковыми для украинского общества?
3. Какие темы и авторы, которые публиковались на страницах «Дня» в этом году, наиболее отвечают вашим взглядам? Каким бы вы хотели видеть «День»-2007?
4. Какие из спецпроектов «Дня» (фотоконкурс, книжные проекты) запомнились вам больше всего?
5. Расскажите немного о себе (профессия, возраст и т.д.)
Сегодня мы продолжаем публиковать ответы наших читателей.
Купленное образование — угроза национальной безопасности
Виктор ОРЕЛ, Запорожье:
1. 2006 год — год злой, беспощадной Собаки. Он был неоднозначным во всех измерениях нашего житья-бытья: как во внутреннем, так и во внешнем. Ведь это был переходный год — от президентско-парламентской республики к парламентско-президентской, со всеми его неурядицами. В первую очередь, это правовые коллизии нашего законодательства и отсутствие механизма реализации этих положений на практике.
Обе политические силы, как «победители», так и «побежденные», забыли, кто их привел к власти, забыли о своих обещаниях. Партии и блоки из тех, кто призван служить народу, слушать его голос и слышать его, превратились в партии для чиновников. Как следствие, пострадал народ, избиратели (электорат). Был подписан антикризисный Универсал. И кто его придерживается, выполняет? Можно только услышать бурные потоки медовых речей с обеих сторон о стабилизации положения в Украине и улучшение жизни людей. Люди стали несколько умнее, осторожнее в доверии к чиновникам. Но стремительно возрастает процент разочарованных, обманутых, равнодушных. Это один из главных признаков опасности для единства украинского общества.
Не потому ли такие исторического масштаба даты, как 15-летие «Акта провозглашения независимости Украины» и 15-летия Всенародного референдума, которые должны были стать важными политическими вехами, не были надлежащим образом отмечены, кроме объемных аналитических материалов в газете «День».
Не менее болезненная проблема пятнадцатилетней украинской независимости — ее печальным фактом является не только отсутствие каких-либо попыток государства возродить культурное и языковое достояние, но и равнодушное отношение к разрушению многих украинских памятников — жемчужин культуры мирового значения. Исключением являются разве что действия Президента Украины, усилиями которого происходит возрождение некоторых культурных центров. Эта доброе дело не угасает и продолжается. Среди них — колыбель запорожского казачества о. Хортица с ее Национальным заповедником «Хортица», Батурин и Чигирин — гетманские столицы, мемориальные комплексы в Киеве, памятники, культурные центры и т.п.
Парадокс, но сегодня, на шестнадцатом году независимости, Украина оказалась на пороге национально-культурного этноцида. Ярким и вместе с тем ужасным по своей сути примером стал украинец из Луганска Сергей Мельничук, который в своем государстве вынужден доказывать в луганских судах свое право на родной язык. Где же наши общественно-политические, государственные учреждения, почему же они не станут на защиту наших естественных прав?
2006-й был годом разочарования как в политическом, так и в социально-экономическом плане. А это, во-первых, резкое падение интереса к Украине в мире. Слишком большой стала пропасть между ожиданиями и реальностью. Во-вторых, полное и безусловное поражение оранжевых, лидеры которых в борьбе за властные кресла и портфели абсолютно забыли о своих обещаниях тем, кто их вывел на Майдан. В-третьих, расцвет коррупции в государстве. В- четвертых, чехарда назначений на разные должности.
И еще одно, наверное, главное событие как минувшего, так и будущего года — правительство и органы местного самоуправления, ссылаясь друг на друга, заставляют народ платить двойные или тройные коммунальные платежи. А еще галопирующие цены на товары первой необходимости. И это без повышения пенсий и зарплат. Это какой же будет жизнь большинства средних граждан в год Свиньи? Ждать недолго. Ценники и платежки на коммунальные услуги уже ждут нас...
Есть еще радостное и горькое одно событие, к которому я имею непосредственное отношение — это образование — царство знаний. С одной стороны, за 2005—2006 гг. Украина сделала прогрессивный шаг в Европу. Она стала 45 членом Болонского процесса, который предусматривает европейские (качественные!) стандарты образования с последующим получением (с 2010 года) дипломов европейского образца. И этот процесс уже пошел. Я уже второй год ощущаю ежедневно его реформации в своей преподавательской работе. И это хорошее начало, как в борьбе за качественные знания через кредитно-модульную систему, так и с коррупцией. Но с другой стороны, остается неизменной и непоколебимой укоренившаяся система координат в образовательных учреждениях — даже высшего уровня, национальных.
Речь идет о качестве образования, о котором практически в последние годы никто не заботится: для вузов главное — деньги, а для студентов (слушателей) и их родителей — дипломы. Сложилась крайне отрицательная ситуация, но она устраивает все стороны, и никого не стимулирует повышение уровня образовательного процесса. Все возложено на преподавателя-предметника, у которого более 900 часов горловой годовой нагрузки, и он полностью отвечает за то, «чтобы цифра была справная». И вдобавок цикл гуманитарных наук из года в год сокращается. А просвещенские чиновники постоянно утверждают и своими распоряжениями требуют изучения курса студентами самостоятельно. А знают ли они, что 25—30% слушателей вузов не то что не могут рассказать прочитанное, но пишут и читают на уровне учеников 4-5 класса забытой Богом и учителями школы?
Усилиями каких академиков, профессоров с их методическими советами из Академии педагогических наук такой слушатель сможет освоить современную программу высшей школы? Где же та система контроля, которая призвана отсеивать таких слушателей? Практически таких «студентов» почти не отчисляют из вузов, ведь они платят деньги. Но есть неопровержимый и веками закрепленный закон — за деньги нельзя купить знания. Разве это не реальная угроза национальной безопасности государства? Вот и гоним спокойно пресловутый вал, «штампуем» обладателей дипломов и еще и гордимся тем, что у нас более 80% выпускников средних учебных заведений имеют возможность учиться в вузах. Впереди Европы всей!
А между тем, в Украине за последние годы сложилась катастрофическая ситуация с демографией. Нас больше умирает, чем рождается. К этому прибавляется ощутимая потеря тех 7 миллионов украинцев-заробитчан (официально), а фактически 10-12 млн., которые обогащают своей старательной, часто нелегальной работой другие страны. Неотложной должна быть правительственная программа, которая бы предусматривала решение этой болезненной проблемы.
2. Едва ли не главное для меня событие 2006 года — это принятия Закона о Голодоморе 1933-го как геноцида. В сентябре 1990 года мне пришлось в Киеве принимать участие в работе Международного симпозиума под красноречивым названием «Голодомор-33». Тогда сама эта акция вызвала шок у верхушки КПУ. Даже участники этого форума, а их было около 150 человек, которые представляли отечественные и зарубежные научные круги со всех континентов, были потрясены услышанным и увиденным на экране. Для нас, историков, те сентябрьские дни подняли черный занавес над самым скорбным «белым пятном» в истории Украины.
С тех пор я начал активно заниматься исследованием этой болезненной темы, привлекая своих студентов. Местная печать отказывалась печатать мои статьи, студенческие научные работы регистрировались и... тихо складывались в ящик, как «не актуальные по тематике». Но мои студенты продолжают изучать эту вечно актуальную тему в своих докладах, рефератах. А «День» не отступал, все эти годы писал об этой трагедии украинцев.
За последнее время многое изменилось к лучшему. Три года назад Джеймс Мейс опубликовал на страницах «Дня» статью «Свеча в окне», которая положила начало акции, ставшей сегодня всеукраинской. С того времени я и значительная часть моих студентов 25 ноября зажигаем свечи памяти по невинно убиенным.
3. Разносторонняя палитра интересных материалов исторического и культурологического характера — на первом плане. И первоочередное внимание к глубоко аналитическим и объемным научным статьям хорошо известного моего старшего коллеги С. Кульчицкого, о Голодоморе, сталинизме, империи, оранжевой революции — буквально все, что печаталось в «Дне». С большим удовольствием читаю страницу «История и «Я» с ее неизменным ведущим И. Сюндюковым. Не оставляю без внимания интересные статьи И. Дзюбы, Е. Сверстюка, Ю. Щербака, В. Семиноженко, Ю.Вильчинского, К. Гудзик, М. Касьяненко, В. Княжанского — всех не назовешь. Досадно, что лишь в одном (!) киоске в Запорожье ваша газета бывает на украинском языке, и то в одном-двух экземплярах.
4. Характерная особенность газеты — обратная связь со своими читателями. Есть еще одна особенность — это «студенческая трибуна», я бы ее так назвал. Какая еще редакция газеты с главным редактором выезжает в ведущие вузы Украины, общается со студентами и преподавателями, а их впечатления, свое видение (дословно) на те или иные проблемы освещаются на страницах газеты? Без сомнения, это и есть ее неповторимый имидж, ее привлекательность и возрастающий авторитет. Как и все традиционные фотоконкурсы и книжные проекты.
5. Еще работающий пенсионер, на одной кафедре 39-й год. Горжусь умными, остроумными и пытливыми студентами, которых высоко ценю, отдаю свои знания, поддерживаю отношения с теми, кого учил. И в этом моя самая большая радость и счастье педагога. Радуюсь и за свою дочь, которая в 2007 г. заканчивает обучение в вузе еще по одной специальности, и это дает надежду на дальнейшее ее служебное повышение.
Верность «Дню» подтверждает мой выбор — от первого до последнего номера, с начала его выхода и до сих пор. Так пусть основой для нашего оптимизма в новом году будут доброта, порядочность, честность украинцев.
Обустройство государства задача общая
Татьяна ПЕТРОВА, Киев
1. Понимание (так хочется думать) большинством граждан необходимости своей причастности к обустройству своего государства. Осознание собственного достоинства (особенно после выступления заезжих политтехнологов).
2. Выборы и раскол партий (имею в виду практически всех партий, прошедших в парламент).
3. Сначала покупала газету из-за Украина Incognita и NB!. Постепенно привлекли рубрики общество, культура. Из последних номеров — публикации об И. Дзюбе и его открытое письмо Д. Табачнику. Из прежних — все о Джеймсе Мейсе, была на похоронах. Всегда привлекала колонка Клары Гудзик. Поклон и поздравление коллеге.
4. Фотовыставка в Украинском доме.
5. Инженер-технолог. Педагог музыкальной школы. 64 года.