Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Баку: стереотипы и реалии

21 августа, 2008 - 18:29

После евросоюзного Кракова оказаться в закавказском Баку транзитом через Украину, которая никак не может определиться, с кем и куда ей идти — на Запад или на Восток, это интересно. Чувствуется контрастность.

Контраст чисто визуальный — автомобили. И то, как они ездят. В Кракове, даже в столице Польши Варшаве сложно увидеть супердорогие автомобили. Преобладают машины среднего класса — в меру комфортабельные и экономные. Редко увидишь здесь старого «малюха» (это что-то типа нашего «Запорожца»).

Киев на фоне Польши поражает автомобильной крутизной. Каких только шикарных «тележек» не встретишь в нашей столичке. Куда там Варшаве, Кракову и другим Европам. Зато старый, латаный-перелатаный автомобиль на дорогах Украины — не диковина. Правда, есть у нас автомобили среднего класса. Это мало-мальски смягчает картину.

В Баку картина с автомобилями еще более контрастная. Это или супердорогие авто (преимущественно японские), или наши старые «Жигули» и «Запорожцы». Машины среднего класса просто теряются на этом фоне.

Начинаешь понимать: для человека «западного» автомобиль — не роскошь, а только средство передвижения, необходимый для жизни инструмент. Для человека «восточного» автомобиль — показатель престижа, социального статуса. У тебя может и не быть денег, чтобы купить и обслуживать «крутой» автомобиль, но ты его покупаешь, потому что хочешь эффектно выглядеть.

Правда, данное разделение на «восточных» и «западных» людей относительное. На Западе есть немало «восточных» людей, как и на Востоке — «западных». Вспоминается, как одни мои знакомые рассказывали с иронией о каком-то калабрийце (Калабрия — это один из наиболее бедных районов Южной Италии), который приехал на заработки в Германию. Получая только тысячу евро (для Германии это маловато), он купил очень дорогой автомобиль. Половина его зарплаты идет на погашение кредита, страховку и обслуживание этой «игрушки». На этом автомобиле в Германии он редко ездит, фактически стоит он у него «на приколе». И когда его спрашивают: «для чего тебе эта машина?», он отвечает: а вот будет у меня отпуск, приеду я в свое село и мои односельчане рты раскроют. Говорят, Украина догнала и обогнала страны Евросоюза по закупке дорогих автомобилей. Но является ли это показателем нашего богатства? Не напоминаем ли мы того калабрийца, который хочет пошиковать в своем селе.

А теперь несколько слов о том, как ездят в Кракове и Варшаве, Киеве и Баку. В Польше на дорогах много знаков, которые ограничивают, позволяют, указывают. В Украине их заметно меньше. В Баку вообще мало. В Польше водители, по большей части, ездят по правилам. Так, от Варшавы до Кракова (это немного больше трехсот километров) мы ехали около шести часов. Ну разве будет украинский водитель так ехать? Переезжаешь польско-украинскую границу и сразу ощущаешь «драйв» на наших дорогах (хотя они заметно хуже польских). В Баку даже по нашим украинским меркам езда по дорогам — это что-то невероятное. Но бакинские водители как-то с этим справляются. Создается впечатление, что они ездят по особым, только им известным законам. Можно делать из этих наблюдений выводы, а можно воспринимать как должное. Кстати, говорят, что в европейской Испании также водители ездят «по особым правилам».

Вот такие контрасты-отличия.

Вообще, когда я летел в Баку, у меня было немало стереотипов. И думаю, это не только мои стереотипы, а стереотипы общеукраинские.

Что мы вообще знаем об Азербайджане?

Для нас это — Кавказ, Азия. В нашем представлении эта страна является мусульманской. Чуть ли не мусульманско-фундаменталистской. Потому что, считаем, как будто каждый мусульманин — религиозный фундаменталист.

Еще знаем: Азербайджан — страна, которая имеет нефть. Много нефти!

И имеет большую проблему — занятый Арменией Нагорный Карабах.

Кажется, и все. Разве что еще возникает стереотипный образ азербайджанца, который торгует на базаре экзотическими фруктами, например, гранатами.

Известно, стереотипы имеют основания. Но, бывает так, что они плохо отвечают реалиям. С Азербайджаном как раз имеем такую ситуацию.

Является ли Азербайджан восточной, азиатской страной? Вообще, понятие «Восток», «Азия» как и «Запад», «Европа», в сознании людей являются не столько понятиями географическими, сколько культурными и политическими.

Да, Азербайджан географически и культурно является Азией, Востоком. Однако эта страна, во всяком случае ее элита, хочет быть Европой. Это чувствуется во многих вещах. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, как и европейские главы государств, часто появляется на официальных встречах со своей женой. Ее называют «первая леди», и она занимается общественной деятельностью. В этом году Азербайджан принял участие в конкурсе Евровидения (его представители выступили довольно хорошо!). Министерство культуры и туризма Азербайджана делает немало для того, чтобы страна стала привлекательной для европейских туристов. Ведь не нефтью же единой собирается жить Азербайджан! Гостиничное дело, во всяком случае в Баку, поставлено неплохо. А еще молодые азербайджанцы учат английский.

Азербайджан за годы независимости отказался от кирилличного алфавита и перешел на латинский. Правда, в начале советской власти азербайджанцы пользовались латинским алфавитом. Таким же алфавитом пользуются близкие к ним по языку турки. Но все равно поменять в условиях общей грамотности алфавит — дело непростое. И сегодня с этим в Азербайджане существуют проблемы. Приходилось и мне слышать сетование на эту реформу.

А теперь вспомним, когда в свое время у нас были предприняты попытки внести незначительные изменения в грамматику и отдалить ее от русской — какой шум подняла «демократическая» пресса. О переходе на латынь у нас никто и речи не ведет. В принципе, это понятно. В Украине большая кирилличная традиция. Хотя первая печатная книга на разговорном украинском языке была опубликована латынью (это не «Энеида» И. Котляревского, как кое-кто наивно считает, а пьеса «Трагедия руська»). По латыни писались и печатались другие украинские книги. Так что такая традиция (пусть даже маргинальная) у нас есть.

Поэтому, может, стоит подумать нашим европейским интеграторам над тем, чтобы создать и официально утвердить параллельный с кирилличным латинский алфавит для языка украинского. Это совсем не прихоть, а реальная потребность. Латинский алфавит для украинского языка (правда, абсолютно не унифицированный) сегодня реально существует в интернете, в мобильной связи (для пересылки СМС-сообщений) и в других сферах.

Есть, правда, в Азербайджане немало вещей, которые неприемлемы для европейцев. Это и заметная разница между бедными и богатыми. И относительно низкий уровень жизни основной массы населения. Хотя страна имеет нефть. В конечном счете, это политический режим.

В Азербайджане существует культ покойного президента Гейдара Алиева. Это касается и его сына, нынешнего президента Ильхама. Известно, что европейцы такие вещи не очень воспринимают. И, вероятно, списывают на восточную традицию. Частично они правы. Но только частично. Г. Алиев — действительно выдающийся политик, который много сделал для современной азербайджанской нации. Даже люди, которых тяжело назвать его сторонником, признают это. Приходилось слышать, что азербайджанцы не имели национального лидера такого масштаба.

В советские времена Г. Алиев сделал блестящую карьеру, став членом Политбюро. Учитывая то, что тогда на советский политический ареопаг допускались преимущественно россияне, пробиться на эту вершину человеку из Закавказья было нелегко. В середине 80-х годов, Г. Алиев был одним из претендентов на пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Однако главой партии и государства он не стал. Существенной преградой было национальное происхождение. Если бы тогда Г. Алиев занял пост Генсека, история СССР (и мира) была бы другой. Лучше или хуже — это уже другой вопрос.

Г. Алиеву предназначалась иная судьба. После развала СССР он вернулся в Азербайджан. Как политику — пришлось начинать почти с нуля. Страна разваливалась. На западе вела войну за занятый армянскими войсками Нагорный Карабах. Нахичеванская область, родина Г. Алиева, находилась в состоянии блокады. Новое руководство государства, прийдя на волне демократизации, не имело опыта управления. Красивыми жестами и фразами государство не построишь, и не перестроишь. А еще новые правители неосмотрительно заострили отношения с соседним Ираном. Втянуться в войну с этим государством было бы самоубийством.

На первых порах Г. Алиеву пришлось руководить самой проблемной Нахичеванской областью. Потом он стал главой государства. Да, его правление можно считать авторитарным. Но это был спасительный авторитаризм. В государстве удалось стабилизировать ситуацию. Более того — началось экономическое развитие.

Насколько могу судить, среди закавказских государств в Азербайджане наивысший уровень жизни. Да, есть нефть. Но ведь нефть нужно разумно использовать.

У нас также многое есть. Но разумно ли используем свои ресурсы?

Анализируя историю независимой Украины, понимаешь, что это история утраченных возможностей. И думаешь, не испытывали ли мы нехватку как раз разумного авторитаризма. Потому что тот демократический хаос, который имеем сегодня, ведет к разрушению государства. А потом придет хозяин (чужой, конечно) и установит диктатуру. Такое не раз уже было в нашей истории. И, вижу, имеет все шансы повториться.

Теперь что касается другого стереотипа — мусульманства (или мусульманского фундаментализма?) азербайджанцев. За четыре дня пребывания в Баку я видел только одну (!) женщину в парандже. Относительно большинства мужчин, женщин, то они в своем поведении мало отличаются от нас. Правда, в Баку редко увидишь пьяных. Женщины более сдержанны. В конечном счете, разве это плохо?

Бесспорно, есть среди азербайджанцев люди, которые пытаются придерживаться религиозных, точнее религиозно-моральных, предписаний. Приходилось общаться с некоторыми из них. Однако эти люди давали понять: такое их поведение — это личный выбор, личное дело. И, что интересно, даже эти люди высказывались против исламского фундаментализма. Последний они воспринимают как средство политического влияния Ирана. А с Ираном у азербайджанцев — давняя «любовь».

В общем Азербайджан — светское государство. И таким, похоже, в ближайшее время и останется.

Здесь существует относительная терпимость к другим религиям. Например, на окраине Баку сохранился храм зороастрийцев-огнепоклонников «Атешгях». Понятно, сейчас в Азербайджане огнепоклонников нет. Однако о храме печется государство.

Храм построен на месте «вечных огней» — пылающих выходов природного газа. Место производит сильное впечатление своей мистичностью. Интересно, что над главным святилищем храма стоит трезубец, который очень напоминает наш герб, точнее трезубец Владимира. Встречаем мы этот символ и в других местах «Ашегяха».

Не является ли это своеобразным «украинским следом»? Ведь зороастрийцы были индоевропейцами. И, по всей вероятности, пришли сюда еще в это время.

В Баку (и, вероятно, в Азербайджане в целом) есть немалый процент людей, которые антропологически похожи на нас, украинцев. Странного здесь ничего нет. Азербайджанская нация создавалась в результате интеграции индоевропейского населения, прародиной которого, по всей вероятности, были нынешние украинские земли, а также население тюркское, которое стало доминирующим. Украинская же нация, наоборот, создавалась как «сплав» доминирующего славянского населения с населением тюркским. На самом деле, у нас есть немало тюркского (и этого не нужно стесняться), так же, как у азербайджанцев есть немало индоевропейского — не только на уровне генетическом, но и в ментальности, культуре.

Не верите — почитайте четвертое число журнала «Киевская Русь», посвященное Азербайджану, где поданы произведения современных азербайджанских писателей.

Вообще, Украину с Азербайджаном многое связывает (а еще больше могло бы связать). В свое время возник союз ГУАМ, куда вошли наши страны. Однако, к сожалению, ГУАМ так и не стал эффективной организацией. Здесь далеко не последняя вина нашей политической элиты. Одна ее часть «заворожена» на Запад, другая — на Россию-матушку. И не понимают (или не хотят понимать наши руководители страны), что на Западе нас не очень-то и ждут, а Россия для нас — не матушка, а мачеха. И что, в конечном счете, возможны другие векторы политики, а не европейско-российская многовекторность.

Азербайджан — интересный вектор. Азербайджанская нефть — для нас один из факторов диверсификации энергоносителей, о чем мы любим поговорить. И если бы наша элита была умней и дальновидней, давно бы уже заработал нефтепровод Одесса—Броды.

Но не будем зацикливаться на нефти. Есть у нас другие сферы для сотрудничества, в частности, в технической отрасли. Немало товаров украинского производства появляются на азербайджанском рынке (например, конфеты, соки), как и некоторые азербайджанские товары — у нас.

У азербайджанцев сейчас достаточно позитивное отношение к Украине. В Украине они видят союзника, стратегического партнера, государство, которое будет помогать им идти в Европу. Я приятно был удивлен, когда узнал, что в Баку в Славянском институте работает отделение украинистики, на котором учится немало студентов.

Но если для Азербайджана мы можем стать одним из окон в Европу, то Азербайджан мог бы для нас стать окном в тюркский мир. А это мир немалый. Да и есть там чему поучиться.

P.S. Коли был завершен этот материал, я механически открыл один из туристических путеводителей по Азербайджану на странице, где рассказывается о Нахичевани — родине Г. Алиева. Оказывается, едва ли не наибольшая гостиница этого города называется «Украина». Символически! Не так ли?

Петр КРАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ