Несколько лет тому назад, когда Андрей Данилко стал известен на постсоветском пространстве благодаря СВ-шоу, в журнале «Критика», рассчитанном на рафинированных украинских интеллектуалов, была опубликована статья, где обсуждался феномен Верки Сердючки. Теперь об этом феномене предлагает поговорить газета «День», которая также, кстати, ориентируется на образованного и вдумчивого читателя (см. № 1 за 2004 год. — Ред. ). Это, во всяком случае, подтверждает, что простая, даже примитивная «женщина» Сердючка оказалась совсем не такой уж простой, как кажется на первый взгляд. Вернее, непростым оказался созданный А. Данилко ее образ.
В определенном смысле можно говорить, что этот образ является зеркалом ментальности постсоветского человека с его комплексами и надеждами.
Попробуйте проанализировать, кто сейчас является «героем нашего времени». В большинстве случаев это энергичный человек, не обремененный багажом культуры. Именно такие люди, у которых энергия сочетаема с беспардонностью (а иногда и хамством!) успешно делали и делают карьеру в бизнесе, политике, поп-культуре и других прибыльных сферах. Эти люди лишены «культурных комплексов», они идут на пролом к своей цели и стают «хозяевами жизни».
Для таких людей, а также тех, кто на них ориентируется, образ Верки Сердючки является удивительно близким и родным. Им нравится ее «живая», «народная» энергичность, выигрышно контрастирующая с наигранной, часто бутафорской энергичностью других поп-звезд. Им также нравится ее виртуальный «карьерный взлет» из «грязи в князи». Ведь Верка из непритязательного рекламного персонажа простой проводницы, для которой едва ли не самим большим удовольствием является «опрокинуть стаканчик», «выбивается в люди», становится проводницей «элитной» и на равных ведет разговор с разными звездами и звездочками в СВ шоу. Кстати, спальный вагондля многих постсоветских людей и является своеобразным символом элитарности.
Однако сила Верки не только в успешности ее виртуальной карьеры. Конечно, считаются с теми, кто достигает успеха. Но в то же время этих людей и недолюбливают. Им завидуют. Уникальность образа Верки Сердючки как раз в том, что этой поп-звезде нельзя завидовать. Завидовать можно серьезным звездам, например Алле Пугачевой или Николаю Баскову. А Верка Сердючка звезда «несерьезная». Зритель, наблюдая ее «простоту», ставит себя выше ее. К тому же Верка очень умело играет на чувстве зависти, которое так развито у постсоветского человека. Обратите внимание, как она красиво, даже утонченно «садит в калошу» поп-звезд в СВ-шоу, а теперь это делает на широкой сцене. Обыватель, питающий к этим звездам амбивалентные чувства, — с одной стороны, восторга, а, с другой — зависти, с радостью аплодирует Верке. Мол, молодец, так их, пусть не задирают нос.
Также стоит обратить внимание и на то, что Верка Сердючка — звезда нетипичная. Если сценический образ большинства поп-звезд при всей его искусственности и наигранности в общем совпадает с их реальным образом, то Верка Сердючка и ее творец А. Данилко — абсолютно различные субъекты. Верка Сердючка — это пародия на женщину, которая понравиться собственно как женщина может разве что людям с очень специфическими вкусами. А. Данилко же, наоборот, привлекательный молодой мужчина. «Народная проводница» может позволить себе говорить всякие глупости, паясничать, развлекая публику. Ее же творец в своих интервью демонстрирует довольно высокий интеллект, умение делать всесторонний анализ.
Заслуга А. Данилко в том, что он создал полностью виртуальный образ, живущий своей «реальной» жизнью. Вымышленная Верка Сердючка уже выступает актрисой в мюзиклах, ведущей на концертах и т.д. Здесь ее творец очень тонко почувствовал и реализовал в образе своей героини тенденцию виртуализации поп-культуры. Кое-кто даже, заглядывая наперед, говорит о полной виртуализации популярной культуры в будущем: нас ожидают виртуальные певцы, теледикторы, кинофильмы и тому подобное.
Однако образ Верки Сердючки имеет не только «интернациональное» измерение (в понимании постсоветского пространства). Существенным дополнением к этому образу является его национальный украинский аспект. Верка Сердючка, вопреки ее значительной «интернационализации» и русификации, все же остается украинкой. Украинкой, у которой национальное сознание приближается к нулю, но которое еще не стало нулем. Ее украинство дает о себе знать, но в пародийной, развлекательной форме.
Именно такой образ украинки-хохлушки «на ура» воспринимается россиянами. Не в этом ли нужно искать причину безумной популярности Верки Сердючки в России, где она даже более любима, чем у себя на родине. На страницах газеты «День» господин Д. Киселев «проболтался», что «Верка Сердючка на российском ТВ и в российском сознании воспринимается как образ Украины». Конечно, это не означает, что «народная проводница» является адекватным образом Украины. Скорее, ее образ является отображением некоторых специфических украинских проблем. Другое дело, что россияне хотят видеть в Верке Сердючке образ Украины.
К сожалению, значительная часть наших северных соседей никак не может смириться с тем, что Украина не является частью «великой России». Об этом свидетельствуют и геополитические рассуждения российских интеллектуалов типа О. Дугина, и многочисленные материалы в российских СМИ, и высказывание некоторых российских политиков. Россияне обижены на Украину. А Верка Сердючка (во всяком случае, в психологическом плане) помогает снимать эту обиду.
Верка — не националистка. Более того, она даже может поиронизировать над украинскими национальными ценностями. Так например, чего стоит только один из ее последних хитов, где пародируется гимн «Ще не вмерла Україна». Разговаривает Верка на «общепонятном». Хотя, не очень чисто, но в этом есть свой плюс. Россиянин чувствует здесь свое языково-культурное преимущество над «народной проводницей». В конце концов, Верка воспринимается как простая незащищенная хохлушка, которую можно поставить на место. Функция ее — развлекать «старшего брата», что она и успешно делает, прибегая к паясничанию.
Конечно, такой образ не может быть воспринят украинцами, не лишенными национального достоинства. Поэтому такая болезненная реакция с их стороны на этот образ. В некоторых западно-украинских городах доходило даже до пикетирования концертов Верки Сердючки.
Реакцию эту вполне можно понять. Попробуйте представить у наших соседей поляков или тех же россиян поп-звезду, которая бы стала популярной благодаря пародированию базовых национальных ценностей — языка, этнических символов и тому подобное. Однако я далек от того, чтобы призывать пикетировать концерты А. Данилка. Эти пикеты напоминают сцену из одного фильма А. Довженко, где крестьянин, замученный бедностью, злой судьбой, начинает во время пахоты бить своего коня. Конь, повернувшись к нему, говорит: «Не туда бьешь, Иван».
Верка Сердючка — это, с одной стороны, отображение, а с другой, пародия на нашу национальную неуклюжесть. Почему бы не сделать пародию на национальный гимн, если имидж государства, благодаря действиям некоторых властьимущих, упал почти к нулевой отметке. Или почему не прибегнуть к пародийному суржику, если он стал нормой в СМИ Украины. На украинском телевидении даже появились суржиковые шоу, где один ведущий разговаривает на русском, второй — на украинском. И таких проявлений национальной неуклюжести множество.
Да, А. Данилко довольно жестко пародирует эту неуклюжесть. Но, с другой стороны, может, это и хорошо. Может, это, в конце концов, заставит (во всяком случае, некоторых людей) задуматься над проблемами современного украинства.
И если талантливый художник создает уродливый образ, в котором находят отражение проблемы реальной жизни, то стоит ли обвинять в этом художника? Лучше работать над тем, чтобы этого уродства не было в жизни.
СТРОКИ ИЗ ПИСЕМ
Феномен успеха Верки Сердючки объясняется, на мой взгляд, кризисом в этом жанре на постсоветском пространстве, хотя это и звучит парадоксально. Если кризис, то откуда успех? Затяжной переходный период от социальных тем с разоблачением «отдельных злоупотреблений» к поискам новой тональности в освещении старых проблем принял неожиданные формы как в переносном значении слова, так и в буквальном. То, что раньше высмеивалось эзоповским языком, открыто звучит на митингах, обсуждается в общественном транспорте, публикуется в газетах. Выход артиста на сцену как на «линию огня» потерял свое значение. С другой стороны, почти в каждом городе есть свои клубы веселых и находчивых и, чтобы запомниться, требовалось что-то экстраординарное. И хотя выступления актеров-мужчин в женских образах имеют давнюю историю, первые шаги Андрея Данилко в роли Верки Сердючки имели большой резонанс, были действительно смешными. Актер создал яркий типаж еще советской проводницы, и каждый зритель мог вспомнить какие-то курьезные случаи во время путешествия поездом. Но с приходом к руководству железнодорожным транспортом министра Георгия Кирпы обслуживание пассажиров значительно улучшилось и многие рассказы о происшествиях в вагонах потеряли свою актуальность. Трудно сказать, ставил ли артист перед собой такую цель, но Верка Сердючка многими стала восприниматься как образ единственной и неповторимой украинской женщины. Возможно, поэтому ее популярность в Украине упала, а в России, наоборот, достигла почти космических высот.
Феноменальный успех Сердючки — это симптом нездорового состояния украинской нации, которая позволяет себя так изображать. Это также симптом нездоровья русской нации, которая желает видеть Украину в образе Верки Сердючки. Интересно, как бы прореагировали в России, если бы в Украине по всем телеканалам начали «раскручивать» образ слабоумного русского? А если это просто добродушный юмор, то почему бы не вывести рядом с простодушной «хохлушкой», подобный персонаж из российской жизни? И мы с русскими дружно смеялись бы над недостатками своих наций.