По количеству реформ на душу населения Украина, по-видимому, занимает первое место в мире. Что только у нас не реформировали и не реформируют: экономику, политическую систему, здравоохранение, образование, науку... Теперь вот и за библиотеки взялись. Никто не возражает — страна на переходном этапе действительно нуждается в реформах. Но почему-то результатов реформирования или не видно, или они совсем противоположны ожидаемым. При этом «реформаторы» забывают известную пословицу: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», тем более, что «резать» часто приходится по-живому. Но все, кто отозвался на материалы «Общие» библиотеки: за и против» («День», № 37) и «Недетская» экономия» («День», № 53), — работники библиотечной сферы, родители юных читателей — его хорошо помнят. Именно поэтому обсуждение предложенной очередной новации — объединение детских и юношеских библиотек с библиотеками для взрослых — на страницах «Дня» лишено эмоций, и все авторы в первую очередь пытаются смоделировать результаты: что мы получим и кто выиграет от реализации данного проекта. Сегодня, предавая огласке мысли еще трех наших читателей, мы хотим обратить внимание инициаторов объединения на то, что 99% авторов писем в «День» и опрошенных нами экспертов аргументировано высказались против реализации этой идеи. Следовательно, теперь очередь за правительством.
Я — против!
Дети — наше будущее, но у них должно быть и настоящее. Неужели эта, как говорят, прописная истина неизвестна тем, кто вдохновил пана Дмитрия Табачника озвучить на заседании коллегии Министерства культуры и искусств Украины идею объединения ныне существующих библиотек для детей, юношества и взрослых?
Я полностью согласен с авторами публикаций в газете «День», которые единодушно высказываются за существование уникальной системы библиотек для детей. На вопрос анкеты: «Нужна ли детская библиотека?» — ответы детей, родителей, учителей однозначны: «Да, нужна!». Потому что всегда в цене эрудиция, ум, образованность, широта мировоззрения. А чтобы все детские библиотеки достигли современного уровня, следует не высвобождать дополнительные площади от объединения библиотек, а выделять им средства на приобретение компьютеров.
Что действительно волнует — это то, что новой литературой сегодня не обеспечена ни одна библиотека, и эту проблему никакое объединение библиотек не решит. К сожалению, никаких положительных сдвигов не внесло и постановление Кабмина от 01.07.2002 г. № 900 «Об утверждении программы пополнения библиотечных фондов на период до 2005 года».
Давайте вместо вопроса «Быть или не быть?» вместе подумаем о завтрашнем дне государства и не дадим погибнуть детским библиотекам, этим островкам добра и мудрости.
Ольга ДУБОВА, директор Черкасской областной библиотеки для детей, заслуженный работник культуры Украины
«Пишет вам старый библиотекарь...»
Я была поражена, прочитав статью «Общие» библиотеки...». Понимают ли теперешние управленцы, что предлагаемая ими реформа — это прямое уничтожение детских библиотек, этой уникальной системы, которая создавалась столетие; гибель специализированных книжных фондов — нашего бесценного богатства? Утраченного не восстановить никогда. А кадры, которые работают сегодня, — это немногочисленные специалисты, подготовленные библиотечными институтами и многолетней практикой. Они — библиотекари — учителя, наставники, часто мамы, бабушки. Они же за ручки ведут ребятишек в книжный мир через мир сказок, игр — в мир мудрых, нужных книг. Это называется руководство чтением именно в такое время, когда ребенок формируется как читатель. И сколько методов придумали библиотекари! Помню игру «Знаешь ли ты лекарственные растения?». Ребята сами отобрали книги для выставки. Месяц шла подготовка. Были разобраны все книги — сидели в читальном зале. В день проведения итогов каждый читатель принес с собой растения. И началось определение растений по живому «гербарию». Шум, споры. Не хотели уходить домой...
Ребята писали в библиотеку из армии, институтов — приходили с цветами. Специфика детских библиотек особая. Мудрые люди не случайно выделили-отделили их. ОТДЕЛИЛИ...
И кому-то пришла дикая мысль объединять библиотеки. А может, давайте объединим детские библиотеки с детскими садиками? Нелепо? Так же, как «общие» библиотеки. И это в то время, когда дети компьютерами отлучаются от чтения, стали меньше читать, когда в нашей стране возникла проблема беспризорных детей.
Интересно, кто-нибудь в коридорах власти подсчитал, сколько детей пойдет на улицу после такой «реорганизации» библиотек и сколько будет стоить строительство и содержание дополнительных интернатов для беспризорных детей?
И может быть, не на этом надо экономить, и искать деньги в другом месте?
Мифический выигрыш
Во всем мире объединения, интеграция, совместная деятельность считается благом и достоянием. Но при одном условии: если те, кто объединяются, преследуют одну и ту же цель — улучшение условий деятельности. Что ж, действительно, выиграет государство, местные бюджеты, библиотеки и, наконец, население — теперешние и потенциальные пользователи библиотек, ради которых, собственно, и затевается задуманная «реорганизация»?
Выгода материальная — маловероятна, потому что помещения подавляющего большинства региональных библиотек не позволяют разместить на одной площади все учреждения с их фондами, оборудованием, пользователями и тому подобное. Значит, как и раньше, нужно будет содержать три здания.
Сэкономить на пополнении книжных фондов при их нынешнем очень эпизодическом, бессистемном комплектовании невозможно. Экономия в этом направлении уже привела к критической ситуации: последние 12 лет объемы книжных фондов в библиотеках всех видов из-за отсутствия ассигнований стремительно уменьшаются (и это на фоне увеличения читательской активности).
Может, инициаторы мечтают получить экономическую выгоду от сокращения персонала? Так здесь уже давно все решено: библиотечные работники Украины годами работают на 0,25; 0,5; 0,75 ставки, а должностные оклады даже самых квалифицированных, наиболее опытных специалистов едва достигают уровня минимальной заработной платы.
Поэтому и выходит, что инициируемые поиски путей сохранения бюджетных средств на содержание наиболее бедных учреждений культуры в результате отразятся именно на пользователях — малообеспеченных слоях населения, детях, студенческой молодежи, пенсионерах.
Особенно в этой ситуации пострадают дети и подростки, ведь их лишат возможности приходить в библиотеку как в центр общения не только с книгой, но и с ровесниками, старшими товарищами, получить начальные навыки пользования справочным аппаратом, а также свободного доступа к источникам информации.
Вот такими будут результаты «оптимизации сети библиотек». А со временем все общество опять придет к выводу: «Хотели как лучше, а вышло, как всегда», но будет уже поздно.
О. БАШКАТОВА, директор Запорожской областной библиотеки для детей «Юнный читатель»