Современный мир характеризуется высокой скоростью движения. То, что когда-то занимало месяцы или годы, сегодня происходит в течение дней или даже и часов. Время и расстояние синергируются в единую материю. Только для изменения мыслей и способов мышления требуются годы.
Изменение парадигмы мышления никогда не происходит быстро. Это постепенный, длительный и сложный процесс, требующий значительных материальных и ментальных усилий. И, что наиболее интересно, время само по себе на этот процесс не имеет ключевого влияния. То есть сказать, что изменение парадигмы мышления состоится автоматически, исключительно потому, что прошло уже немало времени, нельзя. Конечно, время будет влиять положительно, но не будет носить ключевого значения. Та же логика касается и смены поколений: при прочих равных условиях следующее поколение будет думать точно так, как и предыдущее. Другими словами и категориями, но глубинная суть и философия от того меняться не будет. Кроме того, изменение парадигмы мышления происходит одновременно на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. Оба уровня тесно взаимосвязаны, а изменения происходят на каждом из них одновременно, взаимно обуславливая друг друга. Это значит, что без изменения личной парадигмы массовая меняться не будет и, наоборот, без массовых изменений не будет меняться личная.
К чему же здесь приведены эти разлогие философские концепции? Объясню. По месту основной работы автору приходится часто общаться со студенческо-аспирантской молодежью. Собственно, в результате этого общения и возникли мысли, изложенные в данной статье. Основные тезисы можно свести к следующим пунктам:
* Маргинализация и радикализация «совсем молодых» (16—20 лет).
* Бюрократизация и формализация молодежных процессов и инициатив.
* Очень низкий уровень личной инициативы.
* Низкая заинтересованность в общественно-политических процессах.
К этому перечню я бы добавил еще достаточно низкое желание к получению знаний и образованности как таковой, а также отношение к образованию не как к базису для будущей профессии /источнику прибыли, а как к формальному процессу, в результате которого должна быть получена «корочка». Сосредотачиваться на данном аспекте в этой статье не будем, ведь этот вопрос больше психологического и психосоциального характера.
Вопрос радикализации молодежи в Украине актуален уже достаточно давно. Современная украинская молодежь становится все более радикализированной и маргинализированной. Причин этому много, но одной из основных, по моему мнению, является отсутствие фактических нерадикальных форм политического участия. Испорченные «лифты». Национально-демократические партии и объединения потеряли доверие населения, разочаровали и молодежь, которая их активно поддерживала. Большое количество общественных организаций, которые часто являются «формами без содержания», также не смогли приобщиться к процессу утилизации «молодежного запала» и энергии. Именно поэтому активнейший молодежный контингент попадает в ряды псевдоидеологических крайних партий.
Автор недавно был гостем на одном круглом столе и имел возможность пронаблюдать за парадигмами мышления студентов-аспирантов одного уважаемого львовского вуза. Даже не принимая во внимание некоторую «срежиссированность» мероприятия, где каждый из выступающих имел свое, предварительно хорошо подготовленное выступление (хотя формат был ориентирован на свободную дискуссию, а не на партийные собрания), участники мероприятия так и не оживились за два с половиной часа. Пресные доклады, пресные цифры, приземленные разговоры о том, кто, что и с кем не разделил, кто кого захватил и так далее. Так и хотелось добавить: «Захватил и... не поделился». Так за это время и не было высказано ни одного живого мнения, ни одной новой идеи, не видно было блеска в глазах и желания изменить мир к лучшему. Но много говорилось умных слов об «институциях», «финансированиях», «развитии и имплементации» и «гражданском обществе». Даже откровенно пламенные высказывания главного гостя мероприятия так и не нашли отклик в глазах и мыслях присутствующих. Массовка собралась, каждый отчитал свою роль, и все пошли на фуршет, чтобы впоследствии собраться и провести еще один круглый стол, конференцию, совещание или даже «вселенский съезд».
Можно сказать, что автор — циник. И определенная правда в этом действительно будет. Но без личной инициативы, без веры в свое дело ничего в Украине построить так и не выйдет. А когда именно это «будущее нации» намерено использовать популярную на данное время тему гражданского общества, для того чтобы заработать себе какие-то «баллы», то нет у нас будущего.
Время идет, поколения меняются, а парадигмы мышления остаются теми же. Современная молодежь никогда не была на партийных собраниях времен СССР, но научилась наследовать и использовать их принципы. Во времена глобализации и революций, происходящих в интернете, наша молодежь думает об офисе, кресле и слове «директор» на визитке. В то время, когда один человек может изменить весь мир, наша молодежь плюет на учебу и пробует «договориться» за оценку.
Есть ли выход из этой ситуации? Конечно, есть. Нужно на всех уровнях менять парадигмы мышления, переходить на новые принципы построения общественных позиций. Этот процесс должен охватывать и молодежь, и старшее поколение, и ни в коем случае не быть очередной «формой без содержания». Сложно заставить современных студентов быть инициативными и заинтересовать их чем-то, но в этом как раз и должен заключаться фокус миссии каждого общественного деятеля или просто каждого небезразличного человека. Стоит, наконец, переместить акценты с общеполитических вопросов, которые только маргинализируют молодежь, на вопросы профессионализма и личного лидерства, достижений и образованности. Именно поэтому стоит искать новые смысловые формы для общего продуцирования новых идей и смыслов.