«День» (№6 от 12.01.02) опубликовал результаты опроса Киевского института социологии, утверждающие, что за 10 лет в Украине значительно уменьшилось количество сторонников частной собственности на землю, но увеличилось число приверженцев возврата к государственному управлению экономикой. Как говорится, приехали!
ИСТОРИЯ
Частная собственность даёт устойчивость и независимость. При Советах об этом и речи не было. Но хрущёвско-брежневское государство давало сильную социальную поддержку — гарантированные заработок, пенсию, жилье, медицину, образование. Сейчас распространены мифы о том, что всё это было бесплатной расточительностью. Но эти блага были созданы трудом нескольких поколений, а вот какими методами — это другой вопрос.
Кооперативы конца 80-х были сильнейшим ударом по режиму. Бунт 1991 года был направлен не только против компартии и за национальный суверенитет, но и против тотальной монополии. Каждый хотел стать субъектом экономики. Малому бизнесу способствовало либеральное налоговое законодательство. Богатство стало модным. Продвинутая часть бюрократии успешно извлекла пользу из занимаемых должностей. Появилось «новое поколение». Дальнейший сценарий первичного накопления соответствует изложенному Марксом в бессмертном «Капитале» с корректировкой на постсоветские реалии. Настроения в массах начали вновь дрейфовать влево.
ГОРОД
Городское население значительно люмпенизировалось. В большинстве акционерных обществ работник наделён минимумом зарплаты и отчуждён бюрократией от управления еще сильнее, чем в советские времена. Построение «ваучерного» народного капитализма оказалось фарсом. Числящиеся в акционерах наемные работники зачастую представляют из себя массу, которой не хватает для защиты собственных интересов не только силы воли, но и элементарных знаний. Массы никак не усвоят простую истину о том, что постоянное самообразование и соотнесение знаний с жизнью — способ существования здоровой психики. Немногочисленные примеры эффективной приватизации лишь подчёркивают общую мрачность картины.
Бессилие заставляет компенсаторный механизм массовой психики или нечто похожее на фрейдовское «перенесение» искать спасение в государственной монополии. Отсюда же вера в доброго дядю-инвестора и некоего «эффективного собственника», которые наведут порядок, дадут хорошую зарплату и пр. Вот корни левизны в массовой психике. Это всё то же бегство от свободы и ответственности.
ДЕРЕВНЯ
Крестьянин становится самостоятельным, ибо земля — это уже нечто. Но гул одобрения по поводу аграрных новаций быстро затихает. И дело не только в успешном саботаже местных начальников. Для обработки земли нужны техника, удобрения, топливо. Но многое давно разворовано и поделено.
На селе осталось мало грамотных специалистов — механиков, электриков, агрономов. А фокусы местных властей с вывозом зерна, противоречащие закону, указам Президента и распоряжениям Кабинета Министров?
Под залог земли можно взять кредит в банке. Но залоговое имущество наши «передовики банковской сферы» норовят оценить в лучшем случае в ПОЛОВИНУ реальной стоимости, с умным видом рассказывая селянину нечто о процентах, дисконтах, индосаментах и т.д. Нет механизма страхования урожая, нет хеджирования от колебания цен, нет рынка земли для определения её реальной стоимости при залоговых операциях, нет нормального прозрачного рынка для реализации сельхозпродукции, наконец. Короче, взять кредит под залог земли — это верный способ этой земли лишиться, и далеко не всё здесь зависит от фермера. Продажа земли пока запрещена. А переход права собственности в результате настоящего или мнимого невыполнения залоговых обязательств?
МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
Крестьяне землю получили. А как городские? Земля — общенациональное достояние, требующее справедливого раздела. Почему горожанин должен писать письма с просьбами, заискивающе выражая свою поддержку чьим-то решениям. Земля — это неотъемлемое право. Земля — это абсолютная ценность, а не мифическая бумажка ваучера. Получение земли не всеми — мина замедленного действия в смысле социальной справедливости. Просто наш обыватель ещё не очнулся.
У нас модно приводить примеры из жизни продвинутых собратьев по бывшему коммунистическому несчастью. Так вот, в Литве каждый коренной житель страны получил земельный надел. Не ваучер, не сертификат, а реальный кусок пусть и не очень плодородной, но настоящей литовской земли! Многие рафинированные горожане из Вильнюса и Каунаса имеют в селе свой собственный надел, полученный не по нижайшей просьбе, а как неотъемлемое право, по закону, поголовно, бесплатно.
ГЕОГРАФИЯ
«Красные» настроения на Востоке и Юге известны. Впрочем, они не намного меньше на Севере и в Центре. Стоит только пройти вглубь пролетарско-промышленных районов. Раньше «промышленных генералов» держали в узде парткомы. Сейчас начальство ворует вагонами — металл, уголь, оборудование и пр. Пролетариат от него старается не отставать. «Красные» настроения и воровские традиции растут пропорционально росту нищеты и количества украденного — вот и вся социология.
Реноме украинского Пьемонта — очередная иллюзия: во Львове действует организация компартии, имеющая серьезную поддержку избирателей. Галицкая глубинка антикоммунистична, но здесь наблюдаются интересные явления. В курортных местах вам с гордостью покажут угодья, застроенные неслабыми «хатынками», и скажут, что это все уже приватное. На вопрос: «Чьё же это теперь?» — пожимают плечами, а подумав, вспоминают, что приезжали какие-то в местную управу на джипах с донецкими, днепропетровскими и киевскими номерами. На вопрос: «А что вам с этого перепало?» — следует реакция: «Пан часом не комуніст?» А после длительного «чухання потилиці» звучит: «А ми таки ся пошили у дурні». Здесь свято верят в неких «пана Аскольда та пані Марту» из канадской диаспоры, которые приедут, всё купят, наведут везде порядок, и заживёт местное население долго и счастливо. Объяснениям со ссылкой на канадского же историка Ореста Субтельного, что канадская эмиграция не слишком богата, страшно удивляются. Кое-где до сих пор ездят в Польшу за провиантом, а слова о том, что в Киеве супермаркеты и обувь дешевле и лучше польских, вызывают шок. Призыв не отдавать последние гроши полякам, а «купувати українське» находит признание, а подозрительность к «східняку» сменяется уважением: «Ні, пан не комуніст, пан наш, тобто націоналіст». На уровне такой примитивной антитезы мыслит значительная часть населения. И опять бегство от реалий в мифы. И опять нежелание познавать и применять знания на практике. И опять толпа, которой можно управлять при помощи элементарных телевизионных фокусов.
«ЛЕВИЗНА»... А ЧТО ЭТО?
Рискну утверждать, что никто этого не знает. Научное сознание, как и бытовое, имеет свойство мыслить категориями, неадекватными реальности, прятать непонимание окружающего мира за фразеологией, спасающей от изнуряющей гонки относительной истины за недостижимостью абсолютной.
Считается, что левизна — это приверженность социалистической идее. А если рассматривать эту идею как извечную тягу к справедливости и свободе? Левизну рассматривают так же, как приверженность государственной монополии и тоталитаризму. Но тогда при чем здесь социалистическая идея, демократическая по определению? А тоталитарный гитлеризм — это тоже левизна? Его, наоборот, считают крайней «правизной». А считающийся правым поиск хозяина, инвестора, спонсора, мудрого руководителя, которые укажут и поведут, возьмут на себя ответственность и снимут её с остальных — это как, левизна или правизна?
А может, всё дело в особенностях массовой психики, которая боится окружающего мира, не будучи в состоянии постигнуть его одномоментно? Происходит бегство от тяжести свободы, которая есть также тревога за будущее, чувство одиночества, оторванности, отчуждения. И не важно, какая рационализация стихийно применяется конкретным социумом — «красный» сталинизм, «коричневый» фашизм или «звёздно-полосатое» идолопоклонство Голливуду.
Коллективная среда обитания приводит к отчуждённости — в этом диалектическое противоречие, непрерывно разрешая которое только и можно развиваться дальше. А у нас диалектическое мировоззрение выбрасывают на свалку в угоду очередной политической кампании.
КАМО ГРЯДЕШИ?
Сейчас наметился рост макроэкономических показателей. А как это сказалось на микроуровне, когда квартплата составляет половину средней зарплаты? Технологичные отрасли практически умерли, а пилят лес, варят чугун и режут металлолом. А что с моралью, если смыслом бытия стало утопить ближнего своего, ибо он есть конкурент? Замена интернационально-коммунистической абракадабры на национально- капиталистическую ничего не дала. Реформы должны быть для социума, а не наоборот.
Извечная тяга к поиску царя, гетмана, генерального секретаря, фюрера, мудрого хозяина приводит к тому, что таковые находятся и ведут толпу туда, куда нужно им, а не массам, которые никак сами для себя не уяснят свои же собственные экономические и личностные интересы. Лишь на основе солидарно осознанных интересов массы смогут заставить элиту принимать решения, выгодные демократическому большинству, а не бюрократически-олигархическому меньшинству.
Недавно на съезде очередного клона компартии со звучным названием КПРС один из самых молодых (!) и оголтелых функционеров истерично предлагал «вывести на улицы сто тысяч ребят в форме морской пехоты, и тогда власть — наша!». Это похоже на паранойю, но где гарантия, что если такое произойдёт, остальной народ бросится защищать демократические ценности? И какая разница между левым психозом и психозом правым в виде УНА-УНСО и «Тризуба»? Все это есть тоталитарность социального характера значительного среза масс.
В начале 30-х, когда Гитлер к власти ещё не пришёл, но уже отчётливо маячил на горизонте, выборы в Германии показали, что большинство против нацизма. Проведенные исследования выявили, что 10% немцев имели авторитарный социальный характер и поддерживали нацистов, 15% — демократический и готовы были бороться против гитлеризма, а 75% — смешанный, за демократию они были на словах. Всего 10% откровенных фашистов, а какой результат! И где гарантия, что нечто подобное не существует в Украине? И самыми опасными являются не те, которые за и против, а то большинство, которому безразлично, т.к. неизвестно, какая составляющая их социального характера возьмёт верх — авторитарная или демократическая.
Последние оценки отодвигают наше процветание лет этак на 40. Думаю, несогласных с такой перспективой в Украине наберётся пара-тройка десятков миллионов, и именно здесь корни постоянно возрождающихся левых-правых настроений.