Пасха в этом году так же, как и в прошлом, ознаменовалась событием из мира кино, имеющим непосредственное отношение к христианству. В прошлом году это был фильм «Страсти Христовы», в этом — «Царство Небесное». Но, в отличие от прошлого года, сейчас особого ажиотажа вокруг «Царства Небесного» практически не наблюдается, хотя первые отклики уже есть. Понятно, что фигура Христа и история Крестовых походов несравнимы между собой. Понятно, что не многих христиан на самом деле интересует экранизация далекого средневековья, с его грязью и кровью. Понятно, что этот фильм пройдет практически незаметно для церквей, хотя, казалось бы, Католическая по определенным причинам должна была бы как-то высказаться касательно него. Но пока, кроме оценок фильма с точки зрения творческой или исторической его достоверности, хотел бы поделиться своими впечатлениями.
Впечатление первое. Как замечательно, что протестантов, к числу которых принадлежит и автор этих срок, в те времена не было. Во всяком случае, теперь все обвинения в адрес Церкви, а таковые после просмотра поневоле появляются, мы можем парировать: «Это касается не нас, а католиков. Мы другие. Нас тогда еще не было». И так далее. Поверьте, это не злорадство, а, скорее, самоуспокоение. Хотя кое- кто, возможно, действительно почувствует злорадство.
Впечатление второе. Если в прошлом году мы брали в кинотеатры наших неверующих друзей, во всяком случае, тех из них, кто уже искал Бога, покупали для них билеты, шли смотреть «Страсти», и случалось, что люди каялись просто посреди сеанса, то теперь я был бы очень осторожен с приглашениями на просмотр «Царства». Если зрелому христианину фильм вряд ли повредит, а возможно и заставит над чем-то задуматься, то для новообращенного, а тем более для неверующего, просмотр ленты может стать колоссальным толчком не К, а От Церкви. Не имеет значения какой, католической или протестантской. Для большинства людей Церковь, она и есть Церковь — единая и неделимая.
И проблема здесь не в антицерковной направленности фильма. Просто так было (не углубляясь во все исторические тонкости). И то, как это было, довольно сильно отличается от такой себе пасторали, которой мы иногда рисуем себе историю Церкви. Хотя в отношении католического средневековья мы — протестанты — скорее можем иногда даже сгущать и без того мрачные краски. Но речь не только о средневековье. Вся история — вещь очень непростая. Или, как говорил Гете, она во все времена была смесью из заблуждений и насилия. А Карл Барт к этому добавил, что «если мы, христиане, будем искренними, то должны будем признать, что сказанное относится к истории Церкви не в меньшей мере, чем ко всемирной истории».
Впечатление третье. Если быть внимательным, то кроме негатива можно увидеть в фильме много интересных вещей, которые кажутся актуальными и для нас. Оказывается, настоящее христианство — это не только религиозный фанатизм, но и повседневная жизнь по Божьим заповедям, которые ведут к праведным поступкам. Даже если в этой жизни есть ошибки, падения, в которых потом нужно каяться. Кажется, что практическое толкование всех заповедей вполне можно передать словами отца главного героя: «Без страха смотри в лицо врагу. Говори правду, даже если она приведет тебя к смерти. Помогай беспомощным».
Впечатление четвертое. Ничего не изменилось. Так же не все просто, мягко говоря, в отношениях между христианами и мусульманами и сегодня. Так же льется кровь, так же есть желание организовывать крестовые походы, возможно уже не для обороны Гроба Господнего, а против террористов, причем именно мусульманских, хотя есть и другие. Сегодня также есть фанатики, готовые уничтожить весь мир, если им покажется, что в этом состоит воля Божья. Есть и те, кто, подобно тому духовнику тамплиеров, считают себя непобедимыми только по факту своего христианства. Есть и подобные тому иерусалимскому епископу, который готов принять ислам в опасных ситуациях, а потом — покаяться. Кажется, что готовность продаться какой-нибудь политической силе за деньги, льготы или просто из- за нежелания иметь лишние заботы — то же явление. К счастью, есть и другие люди. Думаю, что те, кто морозной ночью 22 ноября 2004 года шел или ехал на Майдан, именно из их числа.
Итак, фильм вышел на украинские экраны. В российском сегменте «всемирной паутины» он уже стал предметом обсуждения. Хотелось бы в этом обсуждении, при всей возможной его контраверсийности, услышать отзывы и украинских христиан. Православных, католиков, протестантов. Тем более, что первые впечатления — они и есть первые.