Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Читая о себе...

Как стать счастливой
6 марта, 2008 - 20:57

Женщины в Украине, в советское время огражденные от «гнилого влияния Запада», сегодня имеют возможность знакомиться с работами зарубежных специалистов, исследующих человека и его отношения с другими людьми, узнавать о себе много такого, что помогает становиться счастливыми в личной жизни. Одной из классических работ является историческое исследование о женщинах, написанное еще в 1948 году француженкой Симоной де Бовуар, — «Друга стать». Оно было издано в двух томах в Киеве издательством «Основы» в 1994, 1995 г.г.

Женщины и исторические условия их жизни рассматриваются писательницей последовательно, — начиная от физиологических особенностей организма, которые влияют на психику, продолжая анализом женского характера с примерами из экскурсов в историю, далее — разбиранием мифов о должном воспитании женщин, выяснением роли женщины в истории, культуре, в общественных отношениях, и, наконец, заканчивая надеждами на равенство женщин с мужчинами в условиях социалистического общества.

Симона де Бовуар утверждает, что проблема женщины — это проблема мужчин, ибо историю женщины сделали и продолжают делать мужчины. Мужчины всегда держали судьбы женщин в своей власти, решая их в своих интересах, не принимая в расчет потребностей женщин. Между двумя полами в массе никогда не было настоящего физического и материального равенства, и потому принятые юридические права в значительной мере остаются абстрактными, их недостаточно, чтобы обеспечить женщинам возможность жить свободно и полноценно.

Женщины никогда не оспаривали власть мужчин, они всегда молча покорялись. Те же из них, кто хотел изменить положение, стремились только к тому, чтобы преодолеть ограниченность общественных условий для себя, для женщин, а не загнать мужчин в такие же. Существование ради мужчин всегда было одним из главных факторов жизни женщины; если женщина протестует, то протестует лишь против суровости к ней судьбы.

В ранний период человеческой истории, когда человек ещe только создавал технические орудия труда, женщина занимала значительное место в роде. Несмотря на сравнительную физическую слабость, женщина — пока мужчина охотился на зверей или ловил рыбу — собирала растительную пищу, изготавливала глиняную посуду, ткала одежду. Кроме того, женщина рожала детей — воспроизводила жизнь, подобно земле, порождающей растения, в свою очередь приносящие плоды. Также была замечена высокая чувствительность женщины — умение общаться с природой и животными; в мифах женщину наделили магическими способностями. Таким образом, значимость женщины для выживания рода была в раннее историческое время выше, а затем равной с мужской.

Но общественная управленческая власть редко доставалась женщине. Средства управления никогда (со средины V тысячелетия до нашей эры) не были в руках женщин, редкие единичные исключения, к примеру, верховные правительницы — не влияли на фактическое положение женщин даже в отдельной стране. Это объясняется тем, что женщина не имела такой физической и психической силы характера, какая необходима для защиты жизни сородичей от внешних врагов, не имела практической возможности принимать активное участие в завоевательных походах и колониальном освоении новых земель — жизненно необходимых разраставшимся племенам.

С переходом к земледельческому способу производства — обработке поля и выпасу стад — этим стали заниматься мужчины, используя домашний скот и пленных, принуждаемых к работам. Так от мужчин стало зависеть выживание племени. Количество продуктов мужского труда значительно увеличилось, и хозяйственное значение мужчины — хозяина земли и рабов — превзошло женское. Вместе с общественной и экономической силой мужчина стал властелином женщины. Как более сильные, мужчины утвердили свое право при установлении всех общественных принципов; они создали общественные ценности, мораль, религию, законы.

В следующем историческом периоде религиозное мировоззрение закрепило взгляд на женщину как на помощницу мужчины, причем подневольную. Так, в христианстве: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Библия. Первая книга Моисеева. Бытие. Гл.2. Стих 18). Далее: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Там же. Гл.3. Стих 16). Подчиненное положение женщины отразилось в языках и традициях других, нехристианских народов.

Замужество удовлетворяет женское желание самоутвердиться не вполне. Женщины всегда стремились к профессиональной и общественной деятельности. В истории «среди замечательных женщин большинство — куртизанки. Пренебрежение моралью вело их к свободе духа, а профессия обеспечивала экономическую независимость.» Однако среди куртизанок больше всего — распущенных женщин, жадных, жестоких и коварных. Такими они становились потому, что для приближения к равенству в условиях неравенства вынужденно перенимали мужские способы действий и отношений. Только огрубев, женщина может выстоять в борьбе с мужчинами (что стало заметно уже в конце советского периода и особенно в нынешнее время).

Положение женщины в семье и браке, в обществе и государстве, взаимоотношения с отцом и мужем, и с государством изменялись в зависимости от экономического значения теперь уже семьи. Пока семья имела хозяйственную значимость для государства — заодно с семьей почиталась и женщина. Как только государство теряло интерес к семье, вместе с ним исчезала и реальная поддержка женщине. Соответственно с отношением к семье и женщине изменялись мораль и право.

Постепенно изобретение и распространение механических и энергетических средств привело к тому, что производство вышло из рамок семьи; и далее, относительная физическая слабость женщины перестала быть препятствием для ее участия во многих областях общественного производства. Вместе с этим появились материальные условия для освобождения женщины из- под опеки и господства мужчины — признания ее равенства. Однако, пишет Симона де Бовуар, признания равенства женщины как биологического индивида недостаточно; формальное равенство может приводить к усилению дискриминации, как это происходит в отношении черных американцев.

Свои философские представления Симона де Бовуар относила к экзистенциализму, однако исследование закончила цитатой основоположника исторического материализма: «...отношение мужчины к женщине — это самое естественное отношение одного человеческого существа к другому человеческому существу. В нем выясняется, в какой мере природное поведение мужчины стало человеческим, иначе говоря... в какой мере его человеческая природа стала его собственной природой».

Суть недовольства женщин — общая с недовольством всякого человека, находящегося в положении личной зависимости, отсутствия возможности свободной деятельности, низкой оплаты труда, недостаточной для содержания себя и семьи в условиях, достойных человека. Именно эти вопросы возникают между женщиной и мужчиной на всех уровнях — от частного до общественного. Причины происхождения вопросов одинаковые, и принципиальное решение их в одном и том же — предоставлении реальных условий, законодательных и особенно материальных, для свободного развития всякого индивида.

Мужчинам и женщинам полезно знать и придерживаться в отношении друг к другу и вообще ко всякому человеку практического императива И. Канта: «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» — и требовать такого же отношения при составлении и исполнении законов.

Ольга ФЕДОРОВА с. Веселое, Крым
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ