Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЧТО ХОРОШЕГО? ЧТО ПЛОХОГО?

Теология Свободы
8 апреля, 2005 - 21:14

Для миллионов людей трагическим известием стала смерть Папы Римского Иоанна Павла II. По словам опрошенных нами экспертов, у многих вся неделя прошла в трауре по этому человеку. Подробнее — в еженедельной рубрике «Дня».

Владислав ВЕРСТЮК , доктор исторических наук, профессор, Институт истории Украины:

— Не может не печалить смерть Папы Римского Иоанна Павла II. Думаю, банально говорить о каком-то историческом значении этого человека. Это и так очевидно. Меня лично это известие поставило перед необходимостью обратить внимание на суету нашей повседневной жизни. Потому что, если человек не чувствует своей причастности к чему-то высокому — или к нации, или ко всему человечеству, даже к каким-то высшим силам, связанным с нашими верованиями, он не может понимать назначения своей жизни. Папа еще раз обращает нас лицом к вечным, глобальным, философским и идеологическим проблемам. Наверное, в этом я вижу его особенность. И, думаю, те миллионы людей, у которых была возможность, и они бросились в Рим, чтобы попрощаться с Папой, также испытывают чувства, показывающие нам мизерность наших личных амбиций. В данном случае — не связанных с верой, культурой, национальной идеей. А остальные события этой недели просто уходят в тень. Даже поездка Виктора Ющенко в США.

Игорь КАСПРУК , президент общественной организации «Европейский диалог» (Львов):

— Не стало Папы Иоанна Павла II. Это был необычный Папа, сделавший очень много отличающегося от того, что сделали его предшественники. Он — моральный авторитет. Светлая и величественная фигура. Поскольку я из Львова, то вижу, что здесь по нему очень скорбят. Поэтому из-за такой потери неделя была грустной.

Второе — это международный политический успех Украины, который достигнут благодаря визиту Президента Ющенко в Соединенные Штаты. После такой многолетней прохлады в украинско-американских отношениях — это плюс. Поэтому было приятно наблюдать совсем другой фон. В то же время нужно думать, что должен принести такой «внешнеполитический туризм» и активность наших руководителей, о каких-то конкретных экономических результатах и успехах. Они должны быть построены не только на внешнем влиянии, но и на внутренних переменах. Сейчас у многих людей появляются опасения. Потому что появляется много новаций, которые могут не сразу дать эффект. Приходят новые люди, которые, возможно, только спустя некоторое время смогут понять ситуацию, попробовать изменить ее к лучшему. Однако нас еще ждут выборы. Нужно что-то делать, чтобы этот промежуток времени снова не был потерян для людей.

Кроме того, мы помогаем нашей партнерской организации провести конференцию «Туризм для людей с ограниченными возможностями». Когда-то я со своим приятелем побывал в Канаде. Мы заметили, что у них на улицах очень много таких людей. А потом проанализировали, обменялись мнениями и поняли, что там эти люди живут полноценной жизнью. У нас их явно не меньше. Просто у нас для них не созданы такие условия, которые бы позволяли, например, заезжать в инвалидной коляске в магазин или любое заведение. Поэтому хочется создать такую инфраструктуру, которая действительно позволит этим людям чувствовать себя и нужными, и вести полноценный образ жизни. Например, Карпаты называют Меккой туризма. А попробуйте найти там базу, где мог бы отдохнуть человек в инвалидной коляске. Это сложно.

Лаврентий МАЛАЗОНИЯ , телепродюсер:

— Мною, наверное, как человеком, измученным «информационном нарзаном», и хорошее, и плохое воспринимается как-то пунктирно — за живое редко цепляет, просто откладывается в памяти для какого-то анализа. Миллионы людей искренне скорбят, что ушел из этой жизни Папа Иоанн Павел II. Я не знаю, почему я никогда так не называл его про себя. Он всегда был (и останется) для меня Каролем Войтылой. Великим, ироничным, веселым, мудрым поляком... Я не знаю, каким он был на самом деле, как трудно ему было быть таким, каким запомнил его мир. Не знаю. Но мне почему-то будет его не хватать. Вот сейчас вспомнил, как несколько лет тому назад побывал в Ватикане: площадь Cв. Петра, японские туристы, вооруженные фото- и видеокамерами. Они перемещаются стайками, их можно увидеть везде, и их интересуют только гид и какой-нибудь объект... Вдруг они все вместе опускают аппаратуру, поворачивают голову в сторону собора св. Петра и как-то старательно-медленно двигаются в ту сторону. Там был Кароль Войтыла. И пока он был на площади, эти японцы ни разу не пользовались своей аппаратурой, даже гид выпал из их фокуса. Вряд ли они понимали его, но наверняка чувствовали... Меня интересовали бекграунды многих топ-персон, но почему-то мысленно я всегда сравнивал двух — Че (Конкистадора Свободы) и Войтылу (Теолога Свободы). Свобода Войтылы сильнее, хотя лицемерие в религии не исчезло, как и лицемерие в революционерах а-ля Че.

Прошу прощения, но не понравились прослушивание телефонных разговоров журналистки Лилии Буджуровой, продолжение сериала «Пленки майора М.», набирающая обороты постреволюционная вендетта «новых» против «старых». Вообще не нравится общее у фирмы Microsoft и украинской власти — обе они обещают исправить ошибку в следующей версии. А там вместо граблей могут появиться вилы.

Подготовила Юлия КАЦУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ