События в Грузии показали всему миру, что политические процессы в постсоветских странах могут развиваться не только путем выборов и референдумов. Отечественные парламентские баталии показали украинцам, что народные избранники умеют отстаивать свои позиции. Даже если для этого приходится драться. А о том, что еще хорошего или плохого произошло за последнюю неделю, рассуждают эксперты «Дня».
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социологических исследований «София»:
— Хорошо то, что Украину еще раз встряхнули. Украинское общество, политики склонны к дремотному состоянию (это, видимо, заложено генетически), и если их не трогать, то они впадают в полусознательную технологическую деятельность. В данном случае источником просветления выступили грузинские события. Дело не только в том, что они сами сложны по структуре — они актуальны для Украины. Эти события высветили весь тот сонм проблем, который накопился за последние несколько месяцев в связи с новыми кризисами, региональными разломами и т.д. Не случайно эта тема оказалась основной в масс-медийных подачах, комментариях.
Второй позитивный момент — это нынешний временной цикл, который начинается отматываться в последний месяц года. По моим наблюдениям, уровень надежд на позитив в декабре все-таки превышает пессимизм. Возможно, здесь сказывается накопленный груз за год и общие выводы. Я хотел бы отметить на этой неделе нарастание социального оптимизма. Даже такая банальная вещь, как недавнее решение Президента о проведении конференции, ориентированной на выработку стратегии до 2015 года, — оптимистическое решение. Значит, не только у простых смертных, а и у первых лиц государства наступает просветление, и им хочется с оптимизмом смотреть в будущее.
Что касается негатива, то ключевой момент, как в прямом, так и в переносном смысле, — это магнитные бури. Природные катаклизмы поразили здоровье граждан, а бури в политике связаны с сохранением интриганства. Пожалуй, это главный тормоз, который мешает разблокированию политического процесса. Причем грустно, что интриганство в качестве подхода присуще как провластным силам, так и оппозиции. Хочу обратить внимание на то, что дискурс взаимного обвинения, подозрения, разоблачения каких-то сговоров стал одним из привычных методов ведения диалога со стороны политиков и ньюсмейкеров, представляющих все лагеря. Не исключено, что именно нежелание украинских политиков быть понятными, сохранение «дули в кармане» может оказаться не просто проблемой нашего времени, а приобретенной социальной травмой, которую мы не сможем вылечить.
Эдуард ЩЕРБЕНКО, ведущий научный сотрудник Института политических и этно-национальных исследований НАН Украины:
— У родителей была годовщина свадьбы. Мама захотела грузинской кухни, поэтому в более экзотический ресторан не пошли. Посчастливилось разбить тарелку на счастье.
Закончил главу об образовательной политике в Украине для коллективной монографии. Без консолидированной элиты, на основах консенсуса, об образовательной политике нечего и говорить.
Дочитывал «Последний год Пушкина» — сборник документов, свидетельств современников. Пушкину, чтобы остаться в живых, оставался, похоже, только вариант Ясной Поляны.
Радовался, что в Грузии граждане цивилизовано решили свое противостояние.
Был на спектакле старого друга, режиссера — отважился на римейк «Служебного романа». Одна из актрис — вылитая Лайза Минелли.
В последнем номере журнала «Deutschland» нашел вкладыш, где сообщают, что «по концептуальным соображениям» украинская версия с января 2004-го выходить не будет. Предлагают получать на немецком, английском или русском.
Получил несколько приглашений сотрудничать. Подумал, что больше всего недостает нам lifestyles: человек есть стиль, и чем больше стилей жизни в обществе, тем оно человечнее.
Александр КРИВОШЕЕНКО, директор Центра политического маркетинга:
— Что касается событий за границей, то в первую очередь обращаешь внимание на события, происходящие в Грузии. Там состоялась смена власти, которую эксперты квалифицируют как неконституционную. Это более чем актуально сегодня для Украины. Думаю, что активные члены политического процесса сделают для себя выводы, которые будут касаться превентивных действий, чтобы подобного не произошло у нас.
В Украине было много событий в политической жизни, которые имеют серьезное социально-экономическое и политическое значение. В частности, бюджетные баталии. Позитивный аспект бюджетной эпопеи состоит в том, что принятие этого документа вызвало широкое публичное обсуждение. Я думаю, что при таком развитии событий, это заставляет в проекте закона о бюджете в большей степени учитывать интересы всего общества, чем если бы это делали, принимая его кулуарно. Думаю, что социальное измерение бюджета будет неплохим по сравнению с предыдущими.