Обращение Президента Украины с призывом «думать по-украински» участники дискуссии в газете «День» (см. №10 от 27 января) называют почему-то рекламой. Но рекламой чего?
И что означает «думать по-украински»? Думать на украинском языке или думать так, чтобы не было вредных для Украины мыслей?
В первом случае людей, думающих не по-украински, призывают отказаться от родного для них языка, второй вариант напоминает проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России».
Навязчивое звучание этого текста, в котором нет никакой мудрости, унижает и оскорбляет слушателей. В его простоте есть что-то от читанных в советском календаре восточных пословиц: «Без денег путешествовать нельзя», «Голым на дорогу не выйдешь» и т.д.
Если это реклама, предположим, патриотизма, то ее применение достигает цели, противоположной задуманной. Надо ведь учитывать, что на радио и телевидении любая реклама — это своего рода насилие над личностью. Рано или поздно она вызывает раздражение или даже ненависть у тех, кому адресуется.
При обращении к потомкам надо, видимо, помнить, что есть определяемая здравым смыслом временная дистанция, при превышении которой люди уже не могут считать себя причастными к делам предков, гордиться ими, отвечать за них.
Через 60 лет после войны немцы выплачивают за вину своих предков денежную компенсацию остарбайтерам. А вот Жириновский фразой «Мы победили шведов под Полтавой» вызывает только мысль о том, что мы к этой победе не причастны.
Кампания по распространению требования «думать по-украински» настолько неуместна, противоестественна, что кажется невероятной. Ее организаторы рассчитывают на ту же невзыскательную публику, что и организаторы концертов Поплавского, что и авторы «Шоу долгоносиков» и «Полного мамаду», к счастью, прекративших свое существование.
По моему мнению, надо эту кампанию немедленно прекратить.