Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что же будет с Родиной и с нами?

20 мая, 2010 - 20:30

Уважаемая Лариса Алексеевна!

Решил попытаться предложить Вашему вниманию статью, название которой взял из слов песни.

Каждый номер «Дня» для меня равнозначен встрече со старым другом, так как позиция Ваших постоянных авторов мне близка. Надеюсь, что Ваша уважаемая газета и далее будет придерживаться своей приоритетной информационной линии. Ее голос после недавних президентских выборов особенно важен, так как новая-старая власть не заинтересована в реальном проведении широкомасштабных государственных реформ. Последние невозможны без революционной перестройки общественного сознания, а регионалам революция ни в каком виде не нужна.

Недавно узнал, что в Донецке олигархи не жалеют колоссальных денег (десятки миллионов долларов) на то, чтобы «международные консультанты» придумали, как изменить мышление украинского социума. Пустая затея, так как для этого донецким боссам следует прежде всего заняться корректировкой своего собственного мышления, а на это они вряд ли пойдут. Уверен, что отделение себя от общества им дорого обойдется.

 

 

Сегодня украинское общество все яснее и отчетливее понимает, что без коренного реформирования практически всех сторон социальной, экономической и политической жизни дальнейшее существование Украины в качестве независимой, стабильно развивающейся и уважаемой во всем мире страны становится невозможным.

Обобщая наши институциональные недостатки и предлагая их устранение с помощью различных реформ, независимые эксперты, однако, не уделяют внимание выявлению причин разобщенности украинского социума. В результате мы в очередной раз (сколько прежде подобных благих инициатив у нас уже было!) оказываемся неспособными сделать самое главное — выйти на широкую дорогу цивилизационного прогресса. Наши предыдущие неудачи убеждают в том, что, не имея представления об этих причинах, нельзя даже путем составления такой основательной «Стратегии модернизации Украины» надеяться, что путь к намеченной цели будет верным и эффективным. Не добравшись до первопричин, породивших уже давно перезревшие украинские проблемы, мы можем получить в результате всех наших отчаянных усилий только ничтожный и холостой «пшик».

Притом, что нам сегодня действительно надо многое изменять (чего стоит, в частности, необходимость корректировки Конституции?), мы не вооружены стратегическими критериями оценки правильности этих изменений. Как, например, сегодня, не кривя душой, можно говорить о каких-либо изменениях Конституции, когда последние акции ВР свидетельствуют о том, что «слуги народа» руководствуются не государственными интересами, а своими эгоистичными выгодами, сиюминутной конъюнктурой?

Когда эксперты затрагивают «механізми оновлення Конституції» то они говорят о необходимости «...підготувати і провести конституційну реформу в інтересах суспільства та держави...». Но следует иметь в виду, что за почти 20 последних лет украинское общество изменилось как в материальном плане, так и в духовном. Оно уже совсем не то, каким было на рубеже 80—90-х годов. Главная особенность его трансформации — резкое отмежевание украинцев от своего государства, разочарование в нем, неверие в возможность каких-либо позитивных изменений. И, как следствие, всеобщий переход к «желудочному» мышлению, подсознательное самоизолирование человека от окружающей действительности, непонимание и депрессия от осознания своего бессилия как-то повлиять на ситуацию, полное равнодушие к своему выбору, готовность «продать» свой голос тому, кто больше за него заплатит. Однако всем, кто еще способен трезво и непредвзято оценивать ситуацию, ясно, что подобное отношение к реализации своего избирательного права унижает человека и подавляет его, делает игрушкой в руках «сильных мира сего», бессовестно манипулирующих его сознанием. Создав кланово-олигархическую систему государственной власти, именно они, представители крупнейших финансовых группировок, решают, в какой клеточке бюллетеня избирателю ставить отметку. Украина сегодня — государство не народа и не для народа, а тех, кто трансформировал всю государственную систему страны «под себя». В результате в Украине сложилась вопиющая по величине и масштабам имущественная дифференциация общества, которая поражает своей социальной несправедливостью. По словам Сергея Грабовского и Василия Зилгалова, «...нові великі власники разом із владою поводилися в Україні так, як зграя завойовників... 90% українського національного багатства належить десяти відсоткам населення, а якщо придивитися уважніше, то практично все це багатство виявиться зосередженим у руках кількасот сімей» (Двобій капіталізмів. — «День, № 46, 17.03.10).

В условиях, когда современное украинское государство в лице правящей элиты, паразитирующей на невежестве, примитивном мышлении и дезориентации общественного сознания, «...фактично, відсторонилася від сприяння громадянському суспільству та його розвитку», большое значение для Украины приобретает вопрос о пути к духовному единству народа. Казалось бы, эксперты должны были бы, если и не вдаваться в детали, то аргументированно очертить хотя бы общую схему отыскания этого пути. К сожалению, таких попыток они не делают.

Экспертов беспокоят проблемы «релігійного миру», «об’єднання нинішніх гілок історичної Київської Церкви», «релігійний діалог». Они ратуют за «надання церквам та релігійним об’єднанням статусу юридичної особи» и даже утверждают, что предоставление им «права виступати засновниками навчальних закладів (як духовних, так і загальноосвітніх) приватної форми власності є вимогою часу». То есть духовное единство народа авторы стратегии модернизации видят только в религиозном ключе и поэтому выступают за клерикализацию Украины и теологизацию сознания ее граждан.

Да, церковь сегодня играет определенную положительную роль в деле распространения в стране общечеловеческих морально-духовных ценностей. Она имеет давнюю историю, и ее вклад в становление нашей цивилизации трудно переоценить, что, безусловно, вызывает к ней уважение и благодарность. Однако в истории церкви немало и темных страниц. Самая же главная отрицательная ее особенность в том, что церковь никогда не была и не является сегодня поборницей научно-технического прогресса.

Передовые страны мира уже давно избрали своим стратегическим направлением использование знаний ученых и постоянно стимулируют развитие естественных и технических наук, строят на этом всю свою систему образования. При этом их научно-техническая стратегия развития не имеет ничего общего с религией. Поэтому очевидно, что ориентация на теологизацию духовной жизни граждан страны, которую предлагают эксперты, — путь, ведущий Украину в тупик, к убогости и отсталости, делающий нас лишь потребителями продукции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но если не в религии, то где же те морально-духовные идеалы, которые способны объединить нас ради достижения некой высокой цели?

Безусловно, сегодня нам, как воздух, необходимо улучшить избирательную систему, преобразовать устаревшую неэффективную структуру публичной власти, реформировать бюджетную и судебную сферы, усовершенствовать Конституцию и т. д. В целом речь идет о проведении коренных системных изменений нашего государственного устройства. Но оно невозможно в сложившейся сейчас в Украине ситуации, когда общество дезориентировано отсутствием социально-нравственных норм, полноценных приоритетов, четких общеукраинских морально-духовных критериев, а наряду с этим и неопределенностью самого смысла своего существования. На девятнадцатом году независимости мы не вооружены никакими представлениями о всеукраинской общей цели, лишены научно обоснованных ориентиров, которые были бы основой успешной модернизации Украины.

По мнению автора этих строк, целесообразно следовать такому плану:

1. Охарактеризовать особенности процесса зарождения морально-духовных ценностей человечества в прошлом с подробным анализом и оценкой того, что закладывалось в головы граждан бывшего СССР в марксистско-ленинский период нашей истории.

2. Дать развернутую общую характеристику современного состояния общественного сознания в Украине. При этом рассмотреть исторические, социально-экономические и политические предпосылки его формирования.

3. Выявить взаимосвязь между недостатками украинских реалий и отсутствием в стране всеобщих единых идеалов. Показать необходимость создания научно-теоретической базы морально-духовных основ гражданского общества Украины.

4. Сформулировать принципиальные положения данных основ и обосновать их приоритетную роль в формировании украинского общественного сознания.

5. Разработать тактическую Программу внедрения морально-духовных основ в нашей стране. Дать практические рекомендации политическим силам, общественным организациям и другим объединениям украинцев. Вооружить знаниями те консолидированные структуры нашего социума, которые сознательно возьмутся за реализацию этой Программы и станут передовым отрядом творцов новой, поистине гражданской государственной системы Украины.

Все мы должны ясно осознавать, что «Стратегия модернизации...», предложенная независимыми экспертами, способна лишь тогда обрести реальные черты, когда общественное сознание будет иметь признанные на государственном уровне, включая Конституцию страны, четкие ориентиры.

Валентин КРИВЧЕНКО, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ