Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Да святится имя твое, мой народ!

По случаю 20-летия стихотворения «До українців» В. Баранова
6 апреля, 2009 - 19:52

Главный редактор газеты «День» пани Лариса Ившина, обсуждая в прошлом году за круглым столом тему «Политика и культура памяти», справедливо заметила: «...В Украине не принято следить за историческим календарем. Как-то не находится места для этого...» Мне кажется, уважаемая Лариса Алексеевна при этом проявила скромность, ведь что ни говорите, а вклад «Дня» в дело разработки исторической темы, заботы об украинстве, подпитки украинской души — это тот огромный массив уже сделанного, о котором в других журналах не могут даже мечтать. Но редактор в чем-то таки права: разве все охватишь?

А поэтому я решил обратиться в редакцию с просьбой: раскрыть сегодняшнему читателю глаза на настоящее творение поэтического искусства, заинтересованность которым приводит нас к лучшему самопознанию. Речь идет об одном из наиболее известных стихотворений современного украинского писателя Виктора Баранова «До українців», которое он написал весной 1989 года. Выбор мой понятен. Потому что из всех его стихотворений именно это наиболее, так сказать, украинское. Если быть искренними и максимально объективными, то, признайте, что не многие из нас способны проявить такое отношение к украинству как к большому сообществу людей. Однако, к счастью, кое-где появляются личности, которые иначе видят мир, а поэтому и свое место в нем. Вот это стихотворение:

Я запитую в себе, питаю
у вас, у людей,
Я питаю в книжок,
роззираюсь на кожній сторінці:
Де той рік, де той місяць,
той проклятий тиждень і день,
Коли ми, українці, забули,
що ми — українці?
І що в нас є душа,
повна власних чеснот і щедрот,
І що є у нас дума,
яка ще од Байди нам в’ється,
І що ми на Вкраїні —
таки український народ,
А не просто юрба,
що у звітах населенням зветься.
І що хміль наш — у пісні,
а не у барилах вина,
І що щедрість — в серцях,
а не в магазинних вітринах.
І що є у нас мова,
і що українська вона,
Без якої наш край —
територія, а не Вкраїна.
Я до себе кажу
і до кожного з вас: — Говори!
Говорімо усі, хоч ми
й добре навчились мовчати!
Запитаймо у себе:
відколи, з якої пори
Почали українці
себе у собі забувати?
Запитаймо й про те,
як ми дружно дійшли до буття,
У якому свідомості нашій
збагнути незмога,
Чом солодшим од меду
нам видався чад забуття
Рідних слів, і пісень, і джерел,
і стежок від порога?
Українці мої!
То вкраїнці ми з вами — чи як?
Чи в «моголах» і вмерти
судила нам доля пихата?
Чи в могили й забрати
судилось нам наш переляк,
Що розцвів нам у душах
смиренністю «меншого брата»?
Українці мої!
Як гірчать мені власні слова...
Знаю добре, що й вам вони
теж — не солодкі гостинці.
Але мушу казати, бо серце,
мов свічка, сплива,
Коли бачу, як люто себе
зневажають вкраїнці.
Українці мої!
Дай вам Боже і щастя, і сил.
Можна жити й хохлом,
і не згіркне від того хлібина.
Тільки хто ж колись небо
нахилить до ваших могил,
Як не зраджена вами,
зневажена вами Вкраїна?

Что произойдет на самом деле с украинством — покажет только будущее. Но уникальность украинского народа заключается в том, что в отличие от всех без исключения народов мира только наш народ испытал такое долгое, непрерывное иностранное порабощение, которое растянулось на семь с половиной веков. Ничего подобного не испытывал ни один другой народ с тех пор, как возникло человечество.

Вот здесь мы и подходим к ключевому вопросу — о самоидентификации титульной нации в новейшей Украине. Разве это действительно «не ужас», что в нашем государстве отменены в паспортах и метриках записи о национальности? Получается, что нет больше в Украине украинцев, других национальностей, а есть сплошной общественный интернационал. Мне могут возразить, что родиться с удостоверением графы о национальности еще ничего не значит — украинцами становились (и становятся), а не приходят в этот мир. Это действительно так. Но в данном случае государство наше нарушило не только Божий закон, но и золотое правило морали, отобрав у ребенка право свободы выбора национальности отца или матери. Общая Декларация прав человека отмечает: человеческую личность никто не должен лишать права на нацию. Неужели не понятно, что авторитет и успех Украины в мире без самоидентификации титульного этноса невозможен!

И не нужно приклеивать негативный ярлык «фашистов», «националистов» тем, кто подвергает осмыслению круг таких проблем. Прав кандидат философских наук, доцент НаУКМА Игорь Лосев, который в интервью еженедельнику «Зеркало недели» на днях сказал: «Здоровый национализм, не направленный на подчинение других этносов, является защитной реакцией национального организма. Именно он спас многие народы от исчезновения с исторического поля. Это сторожевой пес нации, который предупреждает об опасности и призывает сплотиться для коллективного сопротивления...

Безусловно, общественно значимое стихотворение Виктора Баранова имеет значительный запас положительной энергетики. Она заключается в патриотической любви к стране, в которой живешь. Нет, это не плач по Украине. И это не горькое обвинение соотечественников, как кое-кто утверждает. Это, скорее всего, стихотворение-предостережение настоящего патриота, безгранично влюбленного в свою родную матушку — Украину, беззаветно преданного ей. Это призыв к нашим современникам, к их душе и уму, человеческому достоинству, к тем, кто болеет за судьбу Отчизны, своего народа. Собственно, это стихотворение и является ответом скептикам, которые не верят, что украинский человек способен осознать свою собственную вину за все, что происходит в Украине, что так сурово осуждают. Пока что украинцы это не осознали. Но значит ли это, что они неспособны сделать правильные выводы?! Очень хорошо, если мы найдем для себя ответы на вопросы: кто сегодня в украинском доме хозяин? Почему? Как могло так произойти? Где выход? Поэтому чаще вспоминайте это знаковое поэтическое произведение изящной литературы. И еще — должны не забывать, что украинский этнос не сломался, уцелел в его крепкой основе на собственной земле, несмотря на неоднократные попытки его уничтожения. Не только физического. Украинство выстояло и в процессе принудительных миграций — главным образом переселения с Запада на Восток и Юг Украины, на Кубань, в Казахстан и тому подобное. Конечно, эти процессы не были безболезненными. Но до сих пор оторвать украинство от собственной земли никому не удавалось. Чем не повод для глубокого уважения?

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ