Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Делать» деньги — это тоже искусство

2 июня, 2001 - 00:00

10 и 20 октября 2000 года были введены в обращение чуть подправленные гривни старого образца, но неужели Украина не могла к 10-летию Независимости изготовить новые деньги? Неужели не хватает художников?

У нас есть красивые образцы отечественных денег и должна быть преемственность традиций. Российские, советские банкноты были самыми красивыми в мире, настоящие высокохудожественные произведения графического искусства. Особенно юбилейные — к 300-летию дома Романовых по рисункам академика живописи Ивана Билибина. Деньги УНР (рисунки Георгия Нарбута) были украинскими и ничьими больше. Даже в условиях гражданской войны разные временные правительства и верховные правители имели собственные неплохо изготовленные деньги. По-видимому, бешеная любовь к американским долларам привела наших художников к плохому заимствованию дизайна их денег. Для рядового гражданина деньги должны быть желанными, красивыми, ибо они дают людям радость жизни, их хранят, дарят и тому подобное, а для государства это символ силы, стабильности, богатства, а также признак национальной принадлежности. А что мы имеем?

Два выпуска национальной валюты по семь номиналов. Первый: рисунки художников В. Лопаты и Б.Максимова, второй — братьев Харуков.

Не будем вдаваться в детали и подробности, хотя в такой работе незаметных деталей не бывает, все важно. Погрешности видны даже невооруженным глазом, они на поверхности, графическое несовершенство и по существу, и по форме. Попытка или неумение сделать рисунок без использования национального орнамента; вместо него тангерные сетки. У Украины такой огромный и прекрасный фольклор и этнография, которым позавидует любой народ. Кроме всемирно известного украинского барокко есть региональные — от Полтавы до Закарпатья. На обороте банкнот — изображение православных храмов. Мы что, богомольный народ, или это национальный признак Украины? Неужели у нас нет ничто более важного церквей? Гривни второго выпуска еще хуже — это просто эклектическое собрание разрозненных элементов, которые заполняют поле без связи между собой (хотя отдельные элементы рисунка неплохие), а также пестрота цвета. Трудно представить деньги без государственного герба, но что поделаешь, если его нет.

О портретах. Деньги — это исторически-политический документ государства, они составляют научный интерес для людей, которые будут жить после нас. Поэтому нужно очень взвешенно относиться к политическим деятелям прошлого, пусть они остаются на страницах исторических исследований, а не на государственных документах, которыми являются деньги. В истории нашего народа очень много выдающихся, прославленных деятелей, которые создавали материальную и духовную культуру, известную не только в Украине, но и во всем мире. От просветителя Петра Могилы до конструктора Антонова — их портретов будет достаточно не на семь номиналов, но и на 70, если бы была такая потребность, выбор среди достойных большой.

Несколько слов о других государственных документах: ценные бумаги, знаки почтовой оплаты — марки, поздравительные открытки, конверты и тому подобное. Это также лицо государства, они должны быть на надлежащем уровне, который, к сожалению, сегодня еще не достигнут.

Все сказанное выше — это следствие, а причина одна: не хватает художников, которые хотели бы и главное могли бы работать на предприятиях госзнака. Для этого маловато, конечно, одного желания, нужен талант, профессиональная пригодность полиграфиста, любовь и преданность делу. В ХХ веке Украина имела не больше десятка, а может и меньше таких художников.

Наше государство до сих пор никогда не печатало собственных денег и других государственных бумаг, все это делала Москва, и очень умело, ибо это было традиционно для России. Методом селекции отбирались художники со всего Союза, художники и граверы. Когда возникала потребность основать свое производство, то директора по своему усмотрению набирали штат исполнителей, в том числе и художников. Роль художника на предприятии, которое изготавливает исключительно изобразительную продукцию государственного значения, должна быть самой главной. Не директор должен выбирать художника, а государство на альтернативной основе, путем конкурса и регулярной отчетности. Эта должность должна быть государственной.

Всеволод ЛИСЕЦКИЙ, художник, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ