С большим интересом прочитал рассказ Клары Гудзик «Род Филипченко», напечатанную в «Дне» 21 марта 2008 года, в которой речь идет о многолетних исследованиях Бориса Михайловича Филипченко своего рода, результатом которых стала написанная им ценная книга «Биографические страницы из семейной летописи одного рода».
Б. М. Филипченко провел огромную работу, изучая свою родословную. Она вывела его на большие открытия, которые помогли ему узнать о своих предках еще казацких времен. Это стало достойным им памятником и воскресило немало интересных биографий великого рода Филипченко.
Прочитанное вызвало у меня немало щемящих воспоминаний и размышлений о тех утратах, которые понесли многие семьи в драматичном XX веке, вследствие чего связь поколений была на долгое время разорвана.
У моего школьного товарища Валерия было две бабушки — Полина и Теодозия. Они происходили из обедневшего дворянского рода Андриевских, который был весьма уважаем в бывшем Лохвицкому уезде на Полтавщине. Советская власть их не жалела. Пенсий они не получали. Жили в небольшой хате из двух комнат и веранды. Сестры были на содержании у сына Полины, рано ставшего вдовцом.
Я часто забегал к Валерию и любил послушать, о чем рассказывали они внуку. Забрасывал бабушек вопросами: как когда-то жили, как выглядели городские улицы и тому подобное. На стенах были развешены большие и маленькие фотографии. С них на нас смотрели пожилые и молодые женщины в длинных платьях, с красивыми высокими прическами, рядом с которыми были почтенные мужчины в костюмах той эпохи. Это все, что осталось у старушек от того времени. Эти фотографии были им очень дороги. Полина в молодые годы пела в хоре Покровской церкви и часто, хозяйничая у плиты или на дворе, себе напевала: «Іже херувимы...». А Теодозия брала в руки клюку и любила ходить с нами на кладбище. Проходя между могилами, рассказывала нам о тех, кто лежал под старыми надгробиями. Это были купцы, священники, земские деятели, знатные люди города. Мы всегда с любопытством слушали те рассказы и ждали дня, когда еще она приведет нас сюда. Так мы приобщались к прошлому, которое напоминало о себе гранитными надгробиями, уже накренившимися от времени, пожелтевшими фотографиями, на которых были сняты люди с благородными и спокойными лицами.
Во времена тоталитаризма не принято было много рассказывать о своих предках и особенно о тех, кто имел до революции собственность, был хорошим хозяином. Боялись репрессий. Даже уничтожали семейные документы.
Уже давно прошли годы сталинщины, 17-й год живем в независимой Украине, но генетически страх передался из прошлого. Драматизм данной ситуации заключается и в том, что, когда по различным причинам были утрачены семейные архивы, документы, потомки не смогли унаследовать то, что им по праву принадлежало: землю, дома и другую собственность. Бывшая репрессивная машина уничтожала все сознательно, с демонической силой, чтобы убить у людей историческую память, чтобы они навсегда порвали с прошлым и воспитывались в духе коммунальной психологии. А какое может быть достоинство у того, кто не знает своего рода-племени, откуда он происходит, кем были его предки.
Чтобы быть достойными своих предков, нужно беречь историческую память, изучать и знать историю своего рода, беречь связь поколений, как этому учит и неутомимый исследовательский труд Б.М. Филипченко, о котором так трогательно и интересно рассказал «День». Он довольно поучителен для многих из нас. Теперь стали более доступными различные архивы, и есть возможность исследовать и историю семей. Это также очень захватывающее дело. Сколько же может открыться перед нами еще неизвестного. Было бы только желание.
Если мы будем с уважением относиться к своему прошлому, к тем, кто дал нам жизнь, мы духовно станем сильнее. А это нам так нужно в нынешнее непростое время!